В 1970 году пионер японской робототехники Масахиро Мори описал явление, названное им «Букими но тани» – «Долина жути» (сейчас распространен англоязычный термин, Uncanny Valley). Доктор Мори предположил, что человекообразные роботы будут симпатичны нам до лишь определенного предела. Когда внешний вид и поведение таких механизмов достигнут почти полной реалистичности, человек станет испытывать к ним резкую неприязнь. Но как только будет достигнут полный реализм, наше восприятие снова сменится на положительное или нейтральное.
Причина такого психологического феномена не выяснена до сих пор. Возможно, проблема в том, что человек так устроен, что подсознательно анализирует малейшие отклонения от «нормальности». Может быть, причина в том, что на определённом уровне сходства робота с человеком машина перестаёт восприниматься как машина и начинает казаться ненормальным человеком или оживлённым трупом, кадавром.
Если нарисовать график заивимости симпатии от человекаподобия, то как раз перед 100% чеовекоподобием в кривой симпатии будет сильный провал, названный "Долиной жути".

Что интересно, я заметил некоторую аналогию этого явления в сэмплерном музицировании (Может это параноя?) Чем ближе я пытаюсь приблизиться к звучанию "живаго" оркестра, тем большее отвращение у меня начинает возникать к работе и к звуку. :gamer3: Особенно это касается лирических нежных мелодий - сразу выкупается малейшая фальшь и появляеццо неприятие. Причем чем натуральнее звучит тембр инструмента (и при этом сквозит неуловимая фальш в исполнении) тем больше отвращение.
Вот, собсно, хотелось бы узнать у кого-то ещё возникали подобные явления?
rankster2:
Причина такого психологического феномена не выяснена до сих пор. Возможно, проблема в том, что человек так устроен, что подсознательно анализирует малейшие отклонения от «нормальности». Может быть, причина в том, что на определённом уровне сходства робота с человеком машина перестаёт восприниматься как машина и начинает казаться ненормальным человеком или оживлённым трупом, кадавром.
Если нарисовать график заивимости симпатии от человекаподобия, то как раз перед 100% чеовекоподобием в кривой симпатии будет сильный провал, названный "Долиной жути".

Что интересно, я заметил некоторую аналогию этого явления в сэмплерном музицировании (Может это параноя?) Чем ближе я пытаюсь приблизиться к звучанию "живаго" оркестра, тем большее отвращение у меня начинает возникать к работе и к звуку. :gamer3: Особенно это касается лирических нежных мелодий - сразу выкупается малейшая фальшь и появляеццо неприятие. Причем чем натуральнее звучит тембр инструмента (и при этом сквозит неуловимая фальш в исполнении) тем больше отвращение.
Вот, собсно, хотелось бы узнать у кого-то ещё возникали подобные явления?
