"Театральный звук" (2 онлайн)

Skalk

Active Member
5 Янв 2008
518
152
43
г. Полтава
Господа!
На форуме открылся новый раздел "Театральный звук".
Задавайте в этом разделе наболевшие вопросы по технической и художественной реализации звука в театральных представлениях.
С удовольствием поделюсь опытом, а может и сам узнаю чего-нибудь нового. Надеюсь сюда подтянутся специалисты в данной области знаний.

Так же советуйте прямо в этой теме какие моменты и аспекты можно было бы подробно высветлить и обсудить.
В последствии постараюсь готовить стартовый материал для обсуждения и создавать отдельную тему в данном разделе.

Цель:
Создать специализированный раздел для театральных звукорежиссеров и звукооператоров;
Накопление и структурирование знаний в данной области;
Знакомство с методиками разных специалистов и развернутое описание этих методик;
Литература по театральной звукорежиссуре;
Горячие дискуссии и решения нестандартных ситуаций;
Помощь начинающим в этом творческом, но нелёгком путешествии;
И т.д. и т.п. :)

Отдельное огромное СПАСИБО администрации форума, за создание раздела!!!
 
Последнее редактирование:

James Kru

Well-Known Member
15 Дек 2009
2.308
2.750
113
50
Королёв, Москва
В первую голову, хотелось бы понять: а что в театральном звуке такого особенного, чтоб его в отдельный раздел оформлять?
 
  • Like
Реакции: Цыхра

smack

Well-Known Member
3 Май 2008
21.732
26.605
113
www.youtube.com
А пуркуа бы и не па? )) Я не театральный режиссер. и никогда им не был - но по некоторым косвенным признакам предполагаю, что специфика в этой области имеется.
Ну, не студийная же это звукорежиссура? И не вещание. И даже с близкими вроде бы "Делами концертными" отличия, скорее всего, существуют.

А еще знаю, что создать новый раздел с бухты-барахты, просто по чьей-то прихоти невозможно :)

Так что давайте пожелаем коллегам интересного наполнения нового раздела.
Не думаю, что валить все в общую кучу более разумно.

С ужосом вспоминаю времена, когда был единственный раздел "Создание музыки" ))))
 

Valery

Well-Known Member
2 Окт 2004
2.452
999
113
Тут как-то, почти случайно в Ленкоме оказался... Тема неисчерпаемая, на самом деле... Без привязки к конкретному помещению трудно о чем-то говорить... тем более в провинции... но специфика безусловно есть. Поддерживаю раздел.
Попутно: никто в огромных бассейнах не работал?
Ну не создавать же отдельный радел под бассейны!
 

Lenny Moria

Well-Known Member
29 Янв 2015
299
320
63
Tokyo, Japan
Вот чего не хватало!

Из возможных тем для обсуждения:

- создание аудиопартитуры спектакля (какие у кого графы, как сделать удобно для передачи, сочетание с аудиофайлами и включенями)
- сочетания работы на свете и на звуке (очень распространённая практика в маленьких театрах, меня миновало, но всё же)
- организация репетиционного процесса и взаимодействие с режиссерами (например, сколько часов порой приходится просидеть ради одного единственного включения... и кто как к этому относится/решает? тема острая, тут побольше конструктива бы, поменьше эмоций)
- разграничение функций внутри звукоцеха (звукорежиссер, звукооператор, механик по обслуживанию звуковой техники - чаще всего все делают всё, но есть о чём поговорить, где-то же оно работает как надо?)
- какие-то конкретные случаи, когда есть пожелания режиссера, задача на грани фола и необходимость её решить (советы бывали нужны достаточно часто, например когда нам в неподготовленное помещение привозили каждый раз разные петлички и передатчики/приёмники, кроме того разные гитары для ансамбля, так что каждый спектакль микрофонный звук делали почти с нуля [11-16 петель + подвесы, стационарные микрофоны и гитары] - предыдущие настройки просто не работали).
- взаимодействие с РАО и прочая правовая история (есть уже такой раздел, но в театре много своих заморочек)
- возможно какие-то закрытые темы по взаимодействию с конкретными режиссерами: личностный фактор тут бывает очень важен, обычно известно какой режиссер что любит/ не любит в звуке.

Полтора года проработал в театре. Из специфических особенностей - звук в театре должен быть не просто "качественным", а в первую очередь соответствовать спектаклю и основной целью преследовать соответствие замыслу, характеру и художественному наполнению постановки. Это всё кажется чем-то абстрактным, пока не поработаешь с режиссерами. Зачастую режиссеру это соответствие бывает важнее качества звука: сколько раз мы брали в спектакль худшие по качеству варианты записей только на том основании, что они лучше соответствуют настроению и темпо-ритму спектакля. Или извечное "больше холла, мне здесь нужно больше холла!" и как с этим быть (режиссеры обычно не очень любят "чистый" звук) Правда я никогда небыл от таких решений в восторге (хочется же хороший звук), но всё же такая практика имеет место и основания.
Отличий от прочих типов звукорежиссуры очень много. Иногда приходится очень тонко балансировать между поддержкой ("подснять" звук) и полноценным озвучиванием.

Сам я это дело пока покинул, но возможно не насовсем, в любом случае интересно было бы почитать и пообщаться об этом.
 
Последнее редактирование:

Антоний

Active Member
17 Янв 2008
784
105
43
Москва
Хороший раздел, поддерживаю!
Главные отличия - драматургические.
Как и в кино, в театре происходит диалог звука и изображения, рождающий смысл. Понимаете, диалог качественно разных отпечатков реальности рождает смысл. Ну или не рождает в плохом театре ))
Но суть этого - режиссура. И это, на мой взгляд, самый интересный и важный момент обсдужения. Собственно, с него всё и начинается.
Однако помимо этого также много особенностей: способы подзвучивания и записи действия на сцене, качественное сочетание музыкальной, речевой и шумовой синхронных (подзвученных и не подзвученных) и дополнительно воспроизводимых компонентов. Синхронизация звуковых рисунков и акцентов с действием (иногда сложность этого может быть просто невообразимая). Много чего ещё не вспомнил. В театре, мне кажется, любой вид реальности обычно более условен, чем в кино, поэтому взаимодействие действия на сцене со звуком и светом может быть фантазийнее и причудливее (меньше нужно логических обоснований).
Серебренников говорил, что туго у нас в стране с хорошими театральными звукорежиссёрами, вообще слабая театральная звукорежиссура.
В спектаклях, где тебе дали музыку на диске и сказали, включай на таких-то действиях, не так много что обсудишь. А вот там, где звукорежиссёр полноценный создатель вместе с режиссёром звукового решения спектакля, со сложной звуковой тканью, дающий информации порой больше визуального действия, да и где ищут новых не заезженных форм выражения - здесь целое море для мысли. Другое море, никак не чисто звуковое :)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: mxc, Ixend и Mr.Nerbe

Skalk

Active Member
5 Янв 2008
518
152
43
г. Полтава
Я согласен с Арамисами, но всё же это не "Театральный звук", это - "Дела театральные".
Например я абсолютно не против, хотя разницу не особо вижу. Хоть и художественно подан и творчески осмыслен, но он всё равно звук. Думаю это на рассуждение администрации форума.
А про оперные театры сюда же? ;)
В принципе много паралелей, но и много паралелей с Делами оркестровыми.
Хотя глянул, там в основном семплеры и создание оркестровок и т.д.
Так что о акустической реализации оперы и балета думаю можно обсуждать и здесь. Это на усмотрение общественности.

p.s.: давно хочу заняться звукозаписью акустической музыки. В принципе тоже смежная тема и очень интересная. Особенно запись микрофонными системами общего плана. По немногу уходящая в небытие:) Я буду обсуждать такое с удовольствием.
Я езжу с театром, где не используются гарнитуры и петлички, а речь актеров тоже снимается микрофонами общего плана.
 
Последнее редактирование:

James Kru

Well-Known Member
15 Дек 2009
2.308
2.750
113
50
Королёв, Москва
Например я абсолютно не против, хотя разницу не особо вижу.
Ну получается... как будто есть какой-то звук музыкальный\концертный, а есть какой-то звук театральный, к которому предъявляются особые требования, и вообще, он другой какой-то. А это не так. Звук и там и там должен быть хорошим, и всё :). А всё остальное - это специфика работы в театре, то есть "дела" в общем смысле.
Читаю я непредвзято название "Театральный звук" и думаю: наверно надо вырезать 5 и 10 килогерц, чтоб звук стал правильным театральным :).
 
  • Like
Реакции: Mr.Nerbe и smack

Skalk

Active Member
5 Янв 2008
518
152
43
г. Полтава
Ну получается... как будто есть какой-то звук музыкальный\концертный, а есть какой-то звук театральный, к которому предъявляются особые требования, и вообще, он другой какой-то. А это не так. Звук и там и там должен быть хорошим, и всё :). А всё остальное - это специфика работы в театре, то есть "дела" в общем смысле.
Читаю я непредвзято название "Театральный звук" и думаю: наверно надо вырезать 5 и 10 килогерц, чтоб звук стал правильным театральным :).
Ну в общем верно, учитывая что весь форум в целом уже о звуке. Но мне не принципиально. Модераторы читают, если че, думаю изменят.
И кто вам такое сказал? Не верьте )))
Как то окружающие всё больше бредят потрековой записью, тюн коррекцией, короткими дублями пишутся, да и вообще леняться. Похожая поканальная тенденция и в театре и в опере. Часто в театрах на 800-1000 мест уже все спектакли с гарнитурами. Видосы опер вижу часто, певцы с гарнитурами, симфонический оркестр по два исполнителя на микрофон в лучшем случае, а то и на каждом инструменте по микрофону.
Прогресс и тренды вроди как в ту сторону направлены:) Да и администрация на местах тоже часто хвастается, что мол вон у них как громко и недоумевает как же я буду работать без гарнитур?:eek: Если такие закажут запись, будут все артисты и музыканты поканально однозначно.
Я не против прогресса. Но звучит довольно не натурально, если позволите мне такую формулировку.
Надеюсь как вы говорите с этим делом таки всё в порядке:)
 

smack

Well-Known Member
3 Май 2008
21.732
26.605
113
www.youtube.com
@Skalk, прошу учесть: мой пост касался только вашей фразы
давно хочу заняться звукозаписью акустической музыки.
Что касается деталей специфики "дел театральных" - не смею их обсуждать, это не мой калашный ряд ))
 
  • Like
Реакции: Skalk

James Kru

Well-Known Member
15 Дек 2009
2.308
2.750
113
50
Королёв, Москва
Как то окружающие всё больше бредят потрековой записью, тюн коррекцией...
А пусть эти окружающие сначала сходят в пешее эротическое путешествие.
Сердит желание убить жизнь там, где этого не требуется.
 

Skalk

Active Member
5 Янв 2008
518
152
43
г. Полтава
можно ссылку на видео оперы с гарнитурами? Именно гарнитурами, а не петлями. И можно послушать ваши записи общего плана?
То что смотрел недавно:

Я же написал:
давно хочу заняться звукозаписью акустической музыки
Слово "хочу" не является синонимом слова "делаю" :)
По поводу многоканальности, часто слышу жалобы. Что дирижер или руководитель коллектива требует многоканальную запись и максимум микрофонов только потому, что в оркестре нет баланса и дирижер пытаеться скинуть эту проблему на звукотехника, в то время когда сбалансированность партий оркестра, это прямая обязанность дирижера. И это не тот вариант когда мало людей в партии, это лень или неспособность добиться верного результата на репетициях от своего же оркестра.

По поводу ямы. Вы что, мне даже не прижло бы в голову записывать симфонический оркестр в яме. Это помоему уж слишком очевидные вещи вы говорите.
Исключение пожалуй только видеосъемка представления.
По мне как раз записи общего плана звучат неестественно, что естественно в условиях оперных театров.
Надеюсь вы это относите исключительно к записи оркестра в оркестровой яме, а не к записи на сцене. Я правильно понимаю?:)

запись стереопарой это основной навык в профессии. Никуда это не уходит, как было, так и есть. Что именно вы хотите там обсуждать?
Не думаю что все прям здесь на форуме владеют этим навыком:) И кто то из профессионалов из других отраслей "дел звуковых" могут столкнутся с такой задачей. Я например сам хочу, чисто для себя. Зарабатываю я звукорежиссурой и операторством в театре.
А в первом топие я описал цели раздела. О накоплении знаний и о том что бы делиться методиками и знакомить с ними людей начинающих и т.д.

И что бы не плодить в этой теме тему записи давайте может сразу и оформим интересующую отдельную тему. Ужитывая что запись театральных представлений тоже вещь вполне частая. Например таже аудиодорожка для видео.
Давайте определим название темы. Предлагайте варианты.

А в этой теме всё же хотелось бы очертить общий круг вопросов интересующих общественность.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: alexei56

Skalk

Active Member
5 Янв 2008
518
152
43
г. Полтава
Я там в предидущем сообщении слега дописал:)

Сцена, зал и операторская, это та ще студия с огромным тон-залом.
И если руководство хочет хорошей записи должно идти на уступки. Балет же можно убрать? Так и оркестр можно из ямы достать...
Если это не касается видеозаписи, либо записи на зрителе. Я об этом писал уже.

Да мы говорим о театре. Задачи записи в нём могут быть. И могут быть абсолютно разные. Даже отдельно оркестр может захотеть что то писать на сцене. Это же тоже часть оперных и музыкальных реатров, оперет и т.д.
Я почему и предлагаю создать отдельную тему.
Ничего умнее "Запись акустической музыки и речи" на ум не приходит.
 
Последнее редактирование:

sunet

Victor Buruiana, 1959
18 Июл 2005
12.078
6.372
113
64
Chisinau, Moldova
Думаю специфики "Дел театральных" (поддерживаю изменение названия) хватает. Я работаю на радио и на концертах , пишу музыку для спектаклей и был некоторое время музыкальным руководителем театра. Театральная работа находится где-то между концертом, радио и тв. Кстати многие используют в театре радийный софт.

Но не следует забывать и то что в театре устраиваются и концерты и хорошо если оборудование это позволяет без необходимости установки внешнего усиления. В театре можно (и нужно) реализовать многоканальный звук, позволяющий "играть" путем движения звука в разные точки зала, иммитирую определнные процессы или движение персонажей, техники, природных явлений без их физического присутствия в зале.

Те кому довелось побывать на Бродвейских спектаклях говорят как они были ошарашены техническим оснащением театров - и звука и света и механики и голограмм и т.д. Хорошо бы там побывать, посмотреть, а потом уже думать что можно и следует приобрести.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: alexei56 и Skalk

Skalk

Active Member
5 Янв 2008
518
152
43
г. Полтава
Те кому довелось побывать на Бродвейских спектаклях говорят как они были ошарашены техническим оснащением театров - и звука и света и механики и голограмм и т.д.
Всё верно здесь очень много возможностей реализации худодественных замыслов режиссеров и звукорежиссеров в том числе. Говорить есть о чем.
Вариантов реализаций много.
С другой стороны бывают и обратные задачи. У меня в театре изначально стоит задача классического подзвучивания актёров микрофонами общего плана. И постановка заточена под академический стиль.
Правда бывает на открытых площадках у побережья с кабаками приходиться и с гарнитурами работать. Как вспомню "Летняя эстрада" в Анапе, в 20-ти метрах лунапарк с горками и т.д., просто плохо становиться:confused::)

О эфектах окружения.
Где есть возможность я в порталы пускаю голоса и музыку, а в окружения ревер и другие спецэффекты. Получается эфектно.
Так же знаю где есть еще и арьер делают эфект прихода/ухода звука из глубины сцены в зал и наобород. Либо эсли нужно создать звуковой пространственный хаос.
 

sunet

Victor Buruiana, 1959
18 Июл 2005
12.078
6.372
113
64
Chisinau, Moldova
изначально стоит задача классического подзвучивания актёров микрофонами общего плана
Пользы от этого мало... лавальеры тоже неудобны - шумят при трении об одежду... вот головные микрофоны телесного цвета куда лучше. Еще можно прятать микрофоны в декорациях как при съемке сериалов, но это еще уметь надо и иметь где... Подвесные микрофоны тоже иногда подходят... все зависит еще от того сколько персонажей на сцене...
 

Skalk

Active Member
5 Янв 2008
518
152
43
г. Полтава
А если актерам быстро переодеваться нужно (меньше чем ща минуту)? У меня такого много.
Или есть у меня спектакль, переодевание прямо на сцене секунд за 20-30.

Подвесные я тоже отношу к микрофонам общего плана (общего поля). Вешаю их довольно высоко, минимум сантиметров 50-60 от вытянутой руки. И в принципе они в куче создают общее поле захвара звука над сценой. Не настраиваются под конкретного человека и звуковые объекты в этом поле динамически движутся.
Поправте если я не прав в термине.

Да и вообще в залах вплоть до 1000-1500 мест можно без потери читаемости и хорошей громкости речи, обходиться подвесами и миками на авансцене.
Эсли только проф. актёры с поставленым голосом.
Проверено годами гастролей.
Проблем не возникает.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: presly

Lank

Active Member
20 Фев 2008
404
99
28
Moscow
Хорошая тема. И нужная. Есть много вопросов, по которым можно сообща посоветоваться. Начиная от составления и проигрывания плей-листов во время спектакля и до использования конкретной аппаратуры и оборудования.
Моему театру на этот год выделили грант в районе 4 000 000 рублей на техническое и музыкальное перевооружение. Не знаю только, сколько удастся "выбить" из руководства на аппаратуру.
В связи с этим возникает вопрос: коллеги (из Москвы) - у кого в театре имеется грамотно расположенное оборудование? В первую очередь интересуют подвесы, гарнитуры, подзвучка на авансцене ... Я бы с удовольствием подъехал после 7 января пообщаться ... в неформальной обстановке. Также интересует - какие программы используются для плейлиста. Мне сейчас, в основном, приходится использовать минидиск. Хотя иногда использую и комп, но не часто.
Всех с наступившим Новым годом!
 

GPB

Well-Known Member
17 Май 2006
1.872
645
113
42
@Lank, в соседнюю тему сходите, там это только что обсудили.
 
  • Like
Реакции: Lank

Darrenvom

New Member
8 Авг 2018
3
0
1
39
спасибо, попробую
а можно посмотреть на весь код юнита,если он сохранился, конечно?
 

Martin-rmm

Well-Known Member
7 Ноя 2017
2.752
2.602
113
Когда я работал в театре и писал для спектаклей музыку, я твердо для себя понял, что чистая, с качественным саундом, вылизанная по частотам музыка противоречит моим театрально-эстетическим предпочтениям. Вот сижу я в том зале, где идёт спектакль и хорошо вижу, в сильных прожекторах обшарпанность всего. Стен, батарей отопления, потолка, занавеса (он в данном случае не истёрт, а по хорошему как бы "пылен") и особенно пол! Выщербленный, досками меж которых шпаклевка и старая краска. И чтобы тут звучала чистая до стерильности музыка? Нет. Это эстетическая безвкусица. И я бы предпочел слышать тут только пропущенную через ухудшайзер матовую, приглушённую музыку. Чтобы она своим лоском не лезла вперёд, а оттеняла. Её место второе. Я поделился своими мыслями с режиссершей. Но она не была вовлечена в эту тему настолько заинтересованно и просто приняла как мнение. У неё и без того забот было много.
Да и режиссеры, порою, не очень то и понимают звуковую эстетику.

И была б моя воля, я бы шершавил записанную для спектакля музыку до очертаний старых советских мультфильмов, типа "Гадкий утёнок", "Аленький цветочек" и подобных.
А если включать выверенную , чистую, с крутым мастерингом музыку, то это как в магазин за картошкой идти с сумкой армани. Или духами Шанель помазаться, идя на прополку грядки морковки.
Чай должен быть в кружке, а не в бокале для шампанского.

Но эт о я про театр в провинции. Сцену где не бывает гламурных шоу и юбилеев чиновников администрации города.
 
  • Like
Реакции: Mitriy и Bernard

GPB

Well-Known Member
17 Май 2006
1.872
645
113
42
@Martin-rmm, Да, мысли, конечно, правильные в определённом смысле. Но тут скорее всё зависит от контекста и каждого зала театра и спектакля и декораций и действия на сцене, в зале итд.. . Так что всё очень уникально и индивидуально.
 
  • Like
Реакции: Martin-rmm

Martin-rmm

Well-Known Member
7 Ноя 2017
2.752
2.602
113
Но тут скорее всё зависит от контекста и каждого зала театра и спектакля и декораций и действия на сцене, в зале итд.. . Так что всё очень уникально и индивидуально.
Так оно.
Захотелось добавить, что все спектакли что я там видел и помню, все они не были про дворцы, про роскошь, про блеск и лоск.
Все были про правду, приземлённую жизнь, простых (и обычно бедных) людей и зверей.

А если б спектакль был про: "Великое восхождение на царствование величайшей королевы великого царства", то конечно. Тут должен быть лоск, блеск, пышность и яркость-яркость.
 

vepsrfyn1982

New Member
25 Май 2022
1
0
1
42
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, подобрать подвесные микрофоны для студенческого театра в образовательном учреждении. В актовом зале на месте, где проходят выступления, высота потолков 4.70, ширина сцены 6.50, расстояние от переднего края сцены до дальнего 7.10. Цифры приблизительные. Но сцены как таковой, как в театрах, нет. Просто площадка с занавесом, не "возвышенность". Никакой звукоизоляции на стенах нет и в помине. Стены бетонные, сбоку обиты деревом, на полу плитка. Колонки RMS 400 Ватт стоят по краям на стойках. Актёры в студенческом театре, понятно, совершенно не профи. Проблема зала в том, что сцена и передние ряды находятся под бетонным потолком высотой 4.70, а большая часть зала под стеклянным потолком на высоте метров 20. В задних рядах тихие реплики уже точно не будет слышно. При этом в заднем конце зала установлены ещё две колонки RMS 300 Ватт.
 

Martin-rmm

Well-Known Member
7 Ноя 2017
2.752
2.602
113
Никакой звукоизоляции на стенах нет и в помине. Стены бетонные, сбоку обиты деревом, на полу плитка.
То что на стенах нет звукоизоляции может быть никак и не повлияет. Микрофон берёт не очень далеко. И главная задача наверное "покрыть" всю сцену микрофонами так, чтобы в любом месте микрофоны равномерно ловили все звуко-источники.
Чтобы и ям не было, и мест с повышенным восприятием. Наверное в микшере должна быть функция подключения выравнивателя звука. Понижения пиков. Иногда это называют лимитерами или компрессорами, но для меня это дискуссионный вопрос. Когда-то я спаял лимитер-компрессор, который хорошо выполнял функцию выравнивания амплитуды звука. Все вскрики и пики гасились до средней величины. Это был "железный " вариант. Но есть и ВСТ-шные. И наверное есть какие нибудь, типа гитарных примочек.

Почему я в эту сторону разговорился? В нашем театре , насколько помню, когда вывешивали микрофоны над сценой, то всё равно, актёрам, для диалога, надо было вставать в намеченные участки пола (под микрофон,(модели я забыл, да и их уже в продаже может и не быть)) , чтобы голос не потерялся. И естественно, как я предполагаю, надо было не смещаться. Ну, может быть, некоторые сцены плотно покрыты сетью микрофонов и в любом участке всех хорошо слышно.
 

Сейчас онлайн (Пользователей: 0, Гостей: 2)