то что на выходе - мягко говоря, отвратительно
бывает и хуже
Хотелось бы сочинять инструментальную музыку очень различных стилей.
Так ведь уже сочинили
когда все стенки прощупаете - найдете, где он

Учиться в себе разбираться - что Вам нравится, а что нет, и сравнивать что лучше, а что хуже - никакой гуру за Вас этого делать не будет.
И это не "патовая", а вполне обычная, с огромным выбором возможностей ситуация: гармония, развитие и т.п., о чем сами Вы и написали. Только это в общем, а нужно решать конкретно Вам и на Вашем же материале и по конкретным поводам Вашего же беспокойства (к примеру - в таком месте мне не нравится ритмическая партия инструмента, а там развитие и т.п.).
Ну и некоторые вещи напряжением сил не берутся, как бы этого не хотелось. Ценностные установки, например, да и не только... Не все сразу.
Тосканини - помнил множество опер наизусть, т.к. любил их слушать с детства, что его и прославило, когда он случайно встал за пульт (дирижерский).
Не надо путать причину (мотив) и следствие (знание партитуры).
Лучше просто слушайте и разбирайте ту музыку, которая Вам персонально интересна, ищите в ней те детали, которыми желаете овладеть.
Развивайте мотивы и душевную энергию (а для этого нужно и вовремя отдохнуть, например).