Любительская запись хора

Тема в разделе "Вокал", создана пользователем Nick2001, 6 ноя 2018.

  1. Nick2001

    Nick2001 Member

    Регистрация:
    29 апр 2011
    Сообщения:
    109
    Симпатии:
    19
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Артист больших и малых оперных театров :)
    Адрес:
    Питер
    В общем задача: записать 4х голосный женский хор. Пусть это будет любительская запись.
    Имею 4 микрофона (пока не имею, но предположим, что имею) на каждый голос по микрофону, звуковую карту на 4 входа (M-Audio Fast track Ultra) и небольшой опыт работы в Сонаре. Допустим запишу я 4 трека (сопрано, 1е и 2е альты и тенор), а что дальше? Как сделать, чтобы на конечной стерео записи звучали ровно все голоса по всей панораме? Ну сопрано звучат слева, тенора справа, а что делать с альтами?
    Понимаю, что запись хора это не просто, но хотелось бы получить общие подсказки!
    Спасибо!
     
  2. andy felon

    andy felon Well-Known Member

    Регистрация:
    19 окт 2006
    Сообщения:
    2.527
    Симпатии:
    719
    Это у вас не хор а квартет, и тенор это мужчина и женщиной быть не может.
    А по панораме посмотрите классическую рассадку оркестра с хором. Но тут квартет можно делать на свой вкус.
     
  3. RockMeister

    RockMeister Moderator Команда форума

    Регистрация:
    19 авг 2008
    Сообщения:
    7.501
    Симпатии:
    3.964
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Arranger, sound engineer.
    Адрес:
    Ватутино, Украина
    Почему? ведь автор не указал количество человек; только голосов. Вот пусть напишет :)

    Каких?
     
  4. Nick2001

    Nick2001 Member

    Регистрация:
    29 апр 2011
    Сообщения:
    109
    Симпатии:
    19
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Артист больших и малых оперных театров :)
    Адрес:
    Питер
    Да, простите, с тенором я погорячился. Имеем хор - 3 сопрано, 3 меццо-сопрано, 3 первых альтов и 3 вторых. всего 12 человек. Про микрофоны пока не знаю. Может подскажете какие взять на прокат, на одну запись.
    Вопрос возник из того, что пытался их записывать, но ступил и карту взял с двумя входами. В результате сопрано и 2е альты (края хора) слышны, а вот середины хора не слышно. Сейчас буду писать по одному микрофону/каналу на голос, т.е. с 4х микрофонов.
    Как лучше писать? В зале где есть реверберация и соответственно перехлест голосов на этой реверберации или писать в помещении где реверберации нет вообще? Ручками панорамы можно будет накрутить так, чтобы и голоса стоящие посередине тоже было слышно на простой стерео записи? Всякие украшалки в виде того же ревера добавлять на каждую дорожку отдельно или сразу на шину?
    Простите за обилие вопросов....
     
    Последнее редактирование: 7 ноя 2018 в 07:03
  5. andy felon

    andy felon Well-Known Member

    Регистрация:
    19 окт 2006
    Сообщения:
    2.527
    Симпатии:
    719
    @Nick2001, попробуйте отдельно, если ревер в помещении гут то с ним, расстоянием до микрофона всегда можно контролировать уровень.
     
  6. alexei56

    alexei56 Active Member

    Регистрация:
    2 янв 2014
    Сообщения:
    625
    Симпатии:
    198
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    РФ, Оренбургская обл.
    Создайте стерео-шину "FX" с ревером.
    На эту шину посылом отправляйте дорожки вокальные...
     
  7. smack

    smack Well-Known Member

    Регистрация:
    3 май 2008
    Сообщения:
    18.043
    Симпатии:
    18.719
    Род занятий:
    Making music making pleasure
    А как записывали? От локации и направленности микрофонов зависит многое, если не вообще всё ))
    Вполне реально записать хор стереопарой (в вашем случае ORTF или неширокой АВ) - а вот при записи групповой есть риск потерять цельность звучания. Ведь хор, как и ударная установка или орган - единый цельный инструмент. а не набор барабанов или трубочек ))
    А при мультимикрофонной записи есть опасность нарваться на фазовые проблемы - особенно учитывая отсутствие у вас практического и теоретического опыта в звукозаписи ;)
    Теперь об акустике помещения: в "мертвом", сильно заглушенном помещении ЛЮБОЙ акустический инструмент (и хор в т.ч.) звучит не лучшим образом.
    Важно найти не только подходящее помещение, но и оптимальное место - как для исполнителей, так и для микрофонов.

    @Nick2001, хороший экспромт должен быть хорошо подготовлен :)
    Поэтому для более детальных рекомендаций от вас нужна доп.информация: сведения о микрофонах, которые вы можете использовать при записи, о помещении, исполнителях (их индивидуальных особенностях).
    Пока в задачке слишком много неизвестных, чтобы дать исчерпывающий ответ )))
     
  8. Kostya

    Kostya Junior Member

    Регистрация:
    7 окт 2006
    Сообщения:
    3.568
    Симпатии:
    1.849
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Аранжировка, композиция.
    Адрес:
    Москва
    Если у вас вообще нет опыта, проще начать записывать хор по одному голосу на разные дорожки. А там дальше будет видно.
     
  9. RockMeister

    RockMeister Moderator Команда форума

    Регистрация:
    19 авг 2008
    Сообщения:
    7.501
    Симпатии:
    3.964
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Arranger, sound engineer.
    Адрес:
    Ватутино, Украина
    @Nick2001, пишите на стереопару. Подбирайте помещение, расстановку хора в нём и микрофонов так, чтобы была сразу нужная Вам панорама, баланс и реверберация. То есть, сведение делайте до записи, а не после.
     
    smack нравится это.
  10. smack

    smack Well-Known Member

    Регистрация:
    3 май 2008
    Сообщения:
    18.043
    Симпатии:
    18.719
    Род занятий:
    Making music making pleasure
    Будет видно, что это не хор вовсе )))) И как вы будете при потрековой записи добиваться таких нюансов, как рубато, динамика etc etc - особенно от исполнителей, не облаждающих необходимым опытом в звукозаписи?
    Не надо давать вредные советы, как в книжке Эдуарда Успенского )))
    @Nick2001, как уже сказали коллега @RockMeister и я - пишите на стереопару. Избежите многих проблем, о которых вы сейчас даже не подозреваете ))

    Кстати, если у вас будет пара ленточных микрофонов (или кондеров с "восьмеркой") есть интересная схема. Но сначала выясните, какие микрофоны могут быть в вашем распоряжении, чтобы давать более целевые и действенные советы.
     
    Andruha и RockMeister нравится это.
  11. Nick2001

    Nick2001 Member

    Регистрация:
    29 апр 2011
    Сообщения:
    109
    Симпатии:
    19
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Артист больших и малых оперных театров :)
    Адрес:
    Питер
    Понимаете, есть еще такой подводный камень - сопрано в количестве 3х человек поют намного громче, чем к примеру 2е альты в количестве тех же 3х человек. Я помню, что когда писал на 4 динамических микрофона (уж, простите, что было!), то чтобы выровнять звучание по громкости пришлось громкость сопрано уменьшить достаточно прилично (не помню точно на сколько децибел). Вот эта запись с пульта https://cloud.mail.ru/public/ByCb/5nQdD8Nho Прошу строго не судить!! Еще и ветер был очень сильный! И хор был не в полном составе!!
    А как это получится при стереопаре? Как голоса по громкости выравнивать, когда они аккорд поют?? Сопрано ввиду «звонкости» и частоты доминировать в аккорде не будут?
    --- добавлено 7 ноя 2018 в 10:34 ---
    Не надо меня сейчас спрашивать какие микрофоны собираюсь использовать! Кроме динамических вокальных сейчас никаких нет! Подскажите какие надо и где теоретически в Питере их можно взять на пару дней напрокат. Ради одной записи «на память» покупать нет возможности!
     
    Последнее редактирование: 7 ноя 2018 в 10:50
  12. RockMeister

    RockMeister Moderator Команда форума

    Регистрация:
    19 авг 2008
    Сообщения:
    7.501
    Симпатии:
    3.964
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Arranger, sound engineer.
    Адрес:
    Ватутино, Украина
    Это проблема хора, а не звукорежиссёра. Пусть репетируют, строят баланс.

    Это как аналоговая фотография. Как построил фотограф группу, как свет направил - так и получилось. Без фотошопа и хромакея.
     
    Вовик, dr-music и smack нравится это.
  13. smack

    smack Well-Known Member

    Регистрация:
    3 май 2008
    Сообщения:
    18.043
    Симпатии:
    18.719
    Род занятий:
    Making music making pleasure
    C давних времен у звукозаписателей есть волшебное средство - контроль над громкостью источников в "онлайновом режиме" ))) с помощью дистанции до микрофона. Между уровнем звукового давления (сигнала) и расстоянием до источника существует обратно квадратичная зависимость - т.е. при увеличении расстояния до микрофона вдвое уровень сигнала падает в четыре раза - и наоборот. Отсюда и пляшите :)

    И сегодня существуют фирмы, делающие записи для пуристов, причем не академической музыки - вообще без микшеров, на стереопару. Баланс осуществляется расстановкой исполнителей в студии и громкостью комбиков (когда таковые применяются).

    По поводу "использовать" - лично я вам ничего приобретать и не советовал :)
    Но узнать, ЧТО вы можете взять в аренду, возможно ведь?
    Правда, что касается Питера - тут я вам не советчик, из-за разности наших геолокаций.

    Задайте в отдельной теме вопрос питерским коллегам - на форуме их немало.

    Вам понадобится пара - конденсаторных кардиоидных либо омни (в случае приличной акустики помещения), или же пара ленточных (у них диаграмма направленности - "восьмерка")

    От конструкции микрофонов будет зависить и схема стереозаписи. Но об этом после выяснения п.1 :)
     
    PianoIst и RockMeister нравится это.
  14. Nick2001

    Nick2001 Member

    Регистрация:
    29 апр 2011
    Сообщения:
    109
    Симпатии:
    19
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Артист больших и малых оперных театров :)
    Адрес:
    Питер
    «....Это проблема хора, а не звукорежиссёра. Пусть репетируют, строят баланс.» Скажем так - это нереальная сверх задача!! :)
    З.Ы. Чёрт.. не пойму как здесь цитату вставлять...

    Иными словами, если я правильно понял - вы советуете:
    1. Взять два стерео микрофона
    2. расположить голоса хора по отношению к микрофонам так, чтобы были слышны все 4 голоса и приблизительно на одинаковой громкости
    3. лучше это делать в помещении уже обладающим нужной реверберацией
     
    Последнее редактирование: 7 ноя 2018 в 11:14
  15. RockMeister

    RockMeister Moderator Команда форума

    Регистрация:
    19 авг 2008
    Сообщения:
    7.501
    Симпатии:
    3.964
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Arranger, sound engineer.
    Адрес:
    Ватутино, Украина
    Стереопару, а не стереомикрофон. Два мономикрофона. Хотя есть и стереомикрофоны, но это не для этой темы.

    Всё остальное - да. Пусть они поют, а Вы ходите в наушниках и двигайте микрофоны, исполнителей. Пишите тестовые куски, слушайте в мониторах и двигайте опять.
     
  16. Nick2001

    Nick2001 Member

    Регистрация:
    29 апр 2011
    Сообщения:
    109
    Симпатии:
    19
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Артист больших и малых оперных театров :)
    Адрес:
    Питер
    Хмм.. Тогда еще вопрос - стереопара - это 4 микрофона, но расставленных не как в приведенном мною ролике - на каждый голос по микрофону, а расположенные в 2х точках по два микрофона? А в чём преимущество такого расположения?
     
  17. RockMeister

    RockMeister Moderator Команда форума

    Регистрация:
    19 авг 2008
    Сообщения:
    7.501
    Симпатии:
    3.964
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Arranger, sound engineer.
    Адрес:
    Ватутино, Украина
    Повторюсь:


    https://www.sweetwater.com/insync/7-stereo-miking-techniques-you-should-try/
    https://www.prosoundweb.com/topics/production/stereo_microphone_techniques/
    https://ehomerecordingstudio.com/stereo-microphone-techniques/
     
  18. andy felon

    andy felon Well-Known Member

    Регистрация:
    19 окт 2006
    Сообщения:
    2.527
    Симпатии:
    719
    @Nick2001, нет это два микрофона.
     
  19. Nick2001

    Nick2001 Member

    Регистрация:
    29 апр 2011
    Сообщения:
    109
    Симпатии:
    19
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Артист больших и малых оперных театров :)
    Адрес:
    Питер
    Ну да, я не так выразился.. Для записи 4х голосов нужна ОДНА стереопара (2 микрофона) или ДВЕ стереопары (4 микрофона)??
    Спасибо за ссылки!
     
  20. smack

    smack Well-Known Member

    Регистрация:
    3 май 2008
    Сообщения:
    18.043
    Симпатии:
    18.719
    Род занятий:
    Making music making pleasure
    @Nick2001, вам нужна 1 (одна) стереопара, т.е. два одинаковых микрофона. При этом вы сможете записать хоть четыре голоса, хоть шестьдесят четыре. :)
     
  21. Nick2001

    Nick2001 Member

    Регистрация:
    29 апр 2011
    Сообщения:
    109
    Симпатии:
    19
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Артист больших и малых оперных театров :)
    Адрес:
    Питер
    Спасибо! Вполне логично. Последний вопрос: а вот в филармонии при записи хора во время концерта с потолка свисают несколько микрофонов над хором и над оркестром - это для чего? Какой в этом случае принцип записи. Я понимаю, что условия другие - артистов по сцене не подвигать :) Как операторы выкручиваются в данной ситуации?

    И, простите за назойливость - если я, пытаясь выровнять по громкости, попрошу сопрано отойти от микрофона подальше - не будут ли на записи они слышаться как «из глубины зала», ведь по идее у них всё будет другое, включая реверберацию? Я не получу на записи расширение не по панораме, а по глубине?? Мне нужен хор выстроенный в одну линейку на записи!
     
    Последнее редактирование: 7 ноя 2018 в 13:59
  22. RockMeister

    RockMeister Moderator Команда форума

    Регистрация:
    19 авг 2008
    Сообщения:
    7.501
    Симпатии:
    3.964
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Arranger, sound engineer.
    Адрес:
    Ватутино, Украина
    чтобы стойки не стяли перед хором

    Будут. Ищите золотую середину. Хор не умеет работать с балансом - придётся работать Вам...
     
  23. Nick2001

    Nick2001 Member

    Регистрация:
    29 апр 2011
    Сообщения:
    109
    Симпатии:
    19
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Артист больших и малых оперных театров :)
    Адрес:
    Питер
    Понятно! Спасибо за советы!
     
  24. smack

    smack Well-Known Member

    Регистрация:
    3 май 2008
    Сообщения:
    18.043
    Симпатии:
    18.719
    Род занятий:
    Making music making pleasure
    Ну вы же не на 40 метров их отодвинете )) Кстати, ощущение глубины - это как раз то, к чему стремятся звукорежиссеры, а "плоские" записи - не свидетельство профессионализма. )))
     
  25. Nick2001

    Nick2001 Member

    Регистрация:
    29 апр 2011
    Сообщения:
    109
    Симпатии:
    19
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Артист больших и малых оперных театров :)
    Адрес:
    Питер
    Я подумаю над этим!
     
  26. Вовик

    Вовик Well-Known Member

    Регистрация:
    14 апр 2007
    Сообщения:
    1.093
    Симпатии:
    858
    Род занятий:
    Петербургская Студия Грамзаписи (Мелодия)
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    А что вам мешает придти на запись в студию? Зачем изобретать велосипед, когда можно просто записаться и заниматься музыкой. Заодно и подсмотреть процесс лично.
    В Филармонии висят потому что поставить нельзя, портят картинку))) Но главное, можно сразу разные техники попробовать.
     
    smack нравится это.

Поделиться этой страницей