Становится примерно понятно, что именно делает NotePerformer (3-й и 4-й) за взятую секунду паузы.
1) NP подставляет/исправляет, во-первых, все MIDI-оффсеты, необходимые штрихам в библиотеках — часто все ноты приходится двигать влево, причем на разное значение для разных штрихов, и NP делает это за пользователя. Внутри NP для каждого штриха подобрана своя обработка. Отсюда ритмическая собранность озвучки, даваемая пользователям NP в ощущениях почти на халяву.
2) NP исправляет и уточняет динамику, и для более точной динамики внутри NP используется дополнительный СС#110, который с точностью в 128 значений может плавно менять громкость плюс-минус два значения от указанного в партитуре (из диапазона от pppp до FFFF). На этом этапе NP работает уже со сгенерированным аудиопотоком, а алгоритмы, конечно же, ноу-хау, закрыты.
Здесь, кстати, кроется и ответ на вопрос, почему нельзя позволить из NP вытаскивать готовое MIDI для дальнейшей работы с более навороченными библиотеками. Ответ заключается в том, что не то, что нельзя, а бессмысленно: CC#110 ничего не значит за пределами NP. А там внутри ещё пара десятков алгоритмических улучшайзеров.
3) С аудиопотоками же ведётся работа и по панорамированию, обработке и балансу. В мире мало пользователей, которых встроенные звуки Финала, Сиба, Дорико устраивали бы больше, чем звуки NP. И в чём согласны даже несогласные, так это в том, что NP даёт аут-оф-зе-бокс и самый лучший баланс между инструментами, и самые сбалансированные между инструментами крещендо-диминуендо. Т.е. мы признаём, что чутьё и мастерство создателя NP в этой области на очень высоком уровне.
Что же произошло с выходом NP4? Поддержка Apple Silicone и VST3 — дело важное, очень трудоёмкое, но эта подкапотная возня пользователя мало радует. А развивать возможности самого продукта — тут у Арни было два пути. Первый — совершенствовать свой очень экономный, очень малосэмпловый, частично физмодовый, частично ресинтезный движок. Но Арни сам говорит, что в один установочный гигабайт невозможно втиснуть больше возможностей и инструментов, технология выжата до предела, никакого заметного качественного скачка сделать не получится. Второй, выбранный путь — попытаться приложить свои алгоритмы к другим библиотекам. По сути, попытаться исправить несбалансированность и проблемы с таймингами в чужом библиотечном материале. Задача невероятно сложная, ведь в каждой сэмплерной избушке свои погремушки, и для каждой избушки придётся делать по своей NPPE (NotePerformer Playing Engines — да, во множественном числе).
На самом деле мне скорее нравится, что все демки NPPE с разными библиотеками звучат примерно одинаково. Это притом, что отдельна взятая демка не нравится ни одна. Это как раз говорит об удаче Арни по приведению всего этого хозяйства к общему знаменателю. Конечно, все демки звучат не столь деликатно в мелочах, как несэмплерная звуковая часть традиционного NP, но зато звуки больше похожи на настоящие. Тут уж кому что — кому гибкость, кому похожесть...
Если посмотреть вперёд. Мне кажется, что это первая серьёзная заявка на стандартизацию. Когда появились карты экспрессии, стало жить проще. А сегодня DAW без поддержки в том или ином виде карт экспрессии уже не может считаться серьёзной. Позже в Дорико сделали прослойку между обозначениями в нотах (playing techniques) и техниками воспроизведения (playback techniques), и дали возможность всё это сохранять в виде EndPoints и Playing Templates. Пока это всё довольно неуклюже и требует обучения и внимательности, но возможность практически на ходу поменять гобой из одной библы на гобой из другой без перелопачивания всей партитуры дорогого стоит. Многие производители уже делают Playing Templates под Дорико для своих библиотек, и вполне возможно, что Playing Templates станет через какое-то время стандартом.
Это касалось управления штрихами. А в том, что касается баланса и динамики, стандарта нет, и Арни первый рискнул пойти по пути к такому стандарту. NPPE по сути — такая же прокладка между записанным в нотах и ритмическими-динамическими «особенностями» библиотек, как дориканские плейбек-темплейты — прокладка между кто-во-что-гораздными картами экспрессии и звучащими штрихами.
[POSTS=111]Кое-где очень скоро появятся, наряду с Плейбэк Темплейт, ещё и Стейдж Темплейт, и Спейс Темплейт. Для «мокрых» библиотек они почти наверняка будут выключены, а вот для «сухих»… В общем, ожидается шаг и в сторону стандартизации «пространства». Не раскрытия секретов ради написал, а просто очень подходит здесь для иллюстрации темы унификации.[/POSTS]
Мне представляется, что в идеальном мире Арни мог бы сделать свой продукт в значительной степени открытым — с NPPE-редактором для редких, но нужных пользователям библиотек. По идее, такой редактор должен быть не сложнее редактора для самостоятельного изготовления экспрешшн-мэпов: загоняешь в слоты штрихи из своей редкой библиотеки, из готовых пресетов от Арни или подстроечными ползунками выбираешь настройки коррекции тайминга и динамики, настройки панорамирования и обработки аудиопотоков, всего остального тайного, сохраняешь эту NPPE-карту и пользуешься. Муторная, но посильная работа. А готовой картой можешь с друзьями поделиться за так или попытаться свою копеечку заработать. Разумеется, сами алгоритмы остались бы собственностью Арни и его коммерческой тайной.
Так это представляется dr-music'у сегодня вечером.
Update: Главная тема из «Звёздных войн», сравните: а) Дорико и NP4 + VSL Prime и б) Дорико + VSL Prime без NP. Однако, разница.
Тынц.