Mid-side запись гитары на микрофон и в линию (1 онлайн

7 Мар 2009
38
14
8
38
Москва
vk.com
Обычно мид-сайд - это про один микрофон, который пишет кардиоиду, и второй, поставленный перпендикулярно, который пишет восьмёрку. Запись происходит одновременно на оба микрофона, и в итоге получается стереодорожка, которая потом обрабатывается всякими S1 Imager от Waves (либо можно вручную делать) и превращает гитару В КРУТОЕ СТЕРЕО.

Начинал я с нуля, поэтому первые дофига лет у меня был один единственный микрофон и одна единственная гитара. Которая оказалась с пьезой. И мне очень хотелось мид-сайд, поэтому я, ничего в этом всё не понимая, сделал мид-сайд из микрофона+пьезы.

И небеса не упали, континуум не поделился на ноль. Это был звук как звук, это было то же КРУТОЕ СТЕРЕО, которое как и запись на 2 микрофона при сужении микса до моно, эту стерео составляющую убивало в 0 и оставляло только изначальную моно составляющую гитары без каши и противофазных пропаданий. А когда микс звучал в стерео - это было нормальное такое стерео, ничего не фленжило, и опять же, не было никаких внезапных противофаз.

Но может я чего-то не знаю, не понимаю, не слышу? Если у кого-то есть опыт или мысли по поводу такого способа применения мид-сайд записи гитары - поделитесь, пожалста, не проходите мимо. Может, это почему-то плохо, бездарно и вообще запрещено. А может, наоборот, про это 100 лет знают и используют в каждом втором треке, и ничего тут особенного нет, хочешь используй, не хочешь не используй?

Чтобы можно было на что-то опереться, вот один из треков, где гитару мы с гитаристом записывали и обрабатывали как раз таким способом. Микрофонный сигнал пошёл на мид, линия - на сайд:


То самое стерео, возможно, не будет легко услышать невооружённым ухом, поэтому придётся чуть прислушаться. А в целом тут дело такое - я не хотел получать гитару, которая ощущается на 100 метров влево и 100 вправо, и вообще выглядит как демонстрация в духе ПАСАТРИТЕ КАКОЕ СТЕРЕО Я УМЕЮ, задачу я себе ставил получить звук просто чуть больше, чем обычное моно. А дабл- и триплтреками не хотелось размазывать нюансы игры или усложнять запись до сотен дублей, чтобы везде во всё идеально попасть.
 
  • Like
Реакции: Vladis Udler

Слушатель-А1

Active Member
22 Апр 2021
379
151
43
Можно всяко изголяться, важно к чему стремиться. Классическая гитара в комнате это практически моноисточник звука и только реверберация в комнате даёт стереопространство. В рокмузыке любят растянуть гитару от уха до уха. Чтобы такое получить надо снимать двумя микрофонами, одним у басовой струны, другим у первой.
 

Zerocool

Dart
18 Май 2003
31.478
31.139
113
46
Belgorod
В рокмузыке любят растянуть гитару от уха до уха. Чтобы такое получить надо снимать двумя микрофонами, одним у басовой струны, другим у первой.
Нет, чтобы такое получить - надо банально записать даблтрек))
 

Kokarev Maxim

ex cool
13 Май 2007
5.317
4.432
113
44
Барнаул
recording-studio.ru
А в целом тут дело такое - я не хотел получать гитару, которая ощущается на 100 метров влево и 100 вправо, и вообще выглядит как демонстрация в духе ПАСАТРИТЕ КАКОЕ СТЕРЕО Я УМЕЮ, задачу я себе ставил получить звук просто чуть больше, чем обычное моно.
Ну, оно так и звучит. Задача выполнена :) А по поводу допустимости - если звучит естественно и на слух комфортно, то почему бы и нет.
 

Rst7

Well-Known Member
10 Янв 2010
2.167
2.156
113
50
Kharkiv-city
В рокмузыке любят растянуть гитару от уха до уха. Чтобы такое получить надо снимать двумя микрофонами, одним у басовой струны, другим у первой.
Нет, конечно. Если уж пишут двумя микрофонами, чтобы была широкая акустическая гитара, но не дабл-трек, то ставят один микрофон направленным примерно в район 5го лада, а второй - в район 12го. Положение можно корректировать по необходимости, главное - не совать микрофон к резонаторному отверстию, а то только бу-бу-бу будет.

Ну и это не от уха до уха получается, но широко.
 

Слушатель-А1

Active Member
22 Апр 2021
379
151
43
@Rst7, разные есть схемы стереозаписи гитары. Зависит от того, как сильно двигается исполнитель во время игры.
@Zerocool, когда даблтрек это уже две гитары. :)
 

Слушатель-А1

Active Member
22 Апр 2021
379
151
43
@Zerocool, две акустические гитары в двух ушах встречал, но четыре... Есть, конечно, гитарный оркестр. Там человек десять.
 

Rst7

Well-Known Member
10 Янв 2010
2.167
2.156
113
50
Kharkiv-city
вот когда не надо видео попалось, а когда надо -- не найду.
Ну если вдруг еще раз его найдете, помните, что это дичь дикая, и так делать не надо. Это не рояль, который да, иногда так снимают, например:

205822


Да, при таком съеме рояль звучит очень широко и близко, но есть много других нюансов.

Основное отличие рояля - большое расстояние между самыми тонкими и толстыми струнами, и этот метод прокатывает. А в гитаре всего порядка 50мм, и, понятное дело, никакого стерео "от уха до уха" не получается.
 
25 Май 2014
8.046
4.218
113
36
Крайний север
youtu.be
Если уж пишут двумя микрофонами, чтобы была широкая акустическая гитара, но не дабл-трек, то ставят один микрофон направленным примерно в район 5го лада, а второй - в район 12го.
Это ж не для стерео больше делается, а для полноты звука, один под руку, один на гриф. Из такого съёма стерео эффекта сильного не выдавить, там слишком схожий сигнал снимается. А вот то что оно добавляет естественного звука - да. Я классику так всегда писал, один под руку, 2й на гриф, и один бывает на корпус сзади. Ещё по возможности и с датчика подключал, если нужно было "маневрировать" со звуком. Но из всех этих 4х источников сильного стерео не получить, если только не двигать по времени. Мид/сайд в том числе, ничего не даст, сайд даёт всего лишь окружения (и если близко расположить, то ещё проксимити даст), которое не всегда вообще стоит записывать. Ещё хороший результат можно получить 1 микрофоном, широкомембранным с диаграммой круг, расположив возле головы гитариста и направленного на деку. Но это не про "ширево". Самый широкий и самый правильный способ сделать "ширево" - это дабл трек. А сыграть можно так, что будет казаться что это вообще 1 раз сыграно)
 
  • Like
Реакции: Mr_Tsonts
25 Май 2014
8.046
4.218
113
36
Крайний север
youtu.be
@Rst7, Не совсем. Если поставить один на 5й лад второй на 12й, там вообще разница будет минимальная, и без мутации сигнала там никакой широты не добиться. Проще точно такой же эффект достичь просто стерео эквалайзером с разлинкованными L и R. А самое широкое с гитарой, что мне удавалось достичь, адекватным трекингом, это пьезик + оверхед.
 

darthmortius

Well-Known Member
27 Окт 2018
2.785
1.242
113
@Zerocool, две акустические гитары в двух ушах встречал, но четыре... Есть, конечно, гитарный оркестр. Там человек десять.
Запросто, 4 гитары - это всего лишь 2 даблтрека, скажем, аккорды и мелодия) Вживую таким никто не занимается, но кого это волнует) Я уверен, исходя из задач можно и по 10 гитар леерить.
 

Rst7

Well-Known Member
10 Янв 2010
2.167
2.156
113
50
Kharkiv-city
Если поставить один на 5й лад второй на 12й, там вообще разница будет минимальная, и без мутации сигнала там никакой широты не добиться.
Широты как в дабл-треке там, конечно, не будет. Но оно куда более "стерео", чем, например, раздельная эквализация.

Но мне кажется, что тут дело в другом. Я не особо знаток, что там будет происходить с классической гитарой, с нейлоном. У меня есть приличный опыт именно про запись гитары с металлическими струнами, там, возможно, слышимый эффект сильно отличается из-за большого количества звона.

У меня есть очень условный пример под рукой, но, к сожалению, там гитар больше чем одна, и некоторые гитары спанорамированы в сторону. Но зато никаких обработок, сыряк-сыряком, сделанный за час со всеми сочинениями, записями и "сведениями" :Dle46: В самом начале там почти чистая гитара играет (мешает ей только псевдо-бочка из гитары сделанная, а потом еще и вступает псевдо-шейкер, тоже из гитары), вот она записана по принципу 12/5 и спанорамирована 100L/100R. Повторюсь, сам по себе трек не претендует ни на что ни в технической, ни в музыкальной части, чисто иллюстрация, насколько оно "стерео".

Я могу, в принципе, поискать где-то в старых проектах чистый гитарный чес, так записанный, если этой иллюстрации будет недостаточно.

 

Вложения

RockMeister

Banned
19 Авг 2008
8.142
4.691
113
Если у кого-то есть опыт или мысли по поводу такого способа применения мид-сайд записи гитары - поделитесь, пожалста, не проходите мимо.
Не только гитары. Когда мне присылают запись сигнала с нескольких микрофонов или других источников, я могу взять дорожку с хорошим телом и атакой и поместить её как мид, а более воздушную - как сайд. На слух подогнать фазы и результат вполне себе имеет место.
 

Anton Vorozhtsov

ex TonyAlien
3 Мар 2012
7.158
5.314
113
40
Запорожье, Украина
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.
@Константин Викторович, @Rst7,
Я склоняюсь к тому, что лучше записать дабл одним широкомембранником, но в ситуации, когда это неприемлимо, я пришел к выводу, что условные 5/12 работают лучше, чем более широкая расстановка хотя бы по причине того, что меньше фазовых искажений при неизбежных движениях гитариста относительно микрофонов.
 

Слушатель-А1

Active Member
22 Апр 2021
379
151
43
@Rst7, не всё так однозначно, как Вы хотите.
Цитата с сайта http://www.master-skills.ru/articles/sound-recording/198-acc-guitar-rec?start=9
Например, Боб Баллок https://bobbullock.net/engineer/ панорамирует микрофоны на акустической гитаре таким образом: «Я выполняю панорамирование точно так же, как и при записи фортепьяно: низкие частоты в левую сторону, высокие – в правую. Это приводит к более полному, но всё ещё очень естественному звучанию».
 
25 Май 2014
8.046
4.218
113
36
Крайний север
youtu.be
@Anton Vorozhtsov, Странно. У меня ORTF системой никогда не получалось записать точечный источник широко. Возможно, если как раз-таки взять не подобранные микрофоны, результат был бы шире, в случае с гитарой если?
 

Anton Vorozhtsov

ex TonyAlien
3 Мар 2012
7.158
5.314
113
40
Запорожье, Украина
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.
@Константин Викторович, а я по сути AB пишу(условно, т.к. угол между микрофонами все-таки есть), а не ORTF.
И подобранными парами писал, и чем попало. Может, кстати, в ORTF не так критично будет плыть фаза, надо будет попробовать при случае.
Условно широко получается, однако с поправкой на то, что это должно оставаться звучать натурально.
Но я все равно приверженец моно источников - то ли не очень умею, то ли сказывается рокерский вкус к дабл трекам и реверам на сигналах в центре микса)
 

Сейчас онлайн (Пользователей: 0, Гостей: 1)