Нештатные звукосниматели - опыт исследования

  • Автор темы Автор темы mavsai
  • Дата начала Дата начала

mavsai

New Member
10 Дек 2009
2
1
0
Для любителей изобретать новое.

Тема для обмена опытом и изготовлением новых датчиков для гитары, а может и еще для чего.

Эта идея появилась после анализа существующих электромагнитных датчиков и штатных (Общеизвестных) методов обработки звука.

Что мы имеем:

1. Все эффекты используют нелинейные искажения, полученные с одного ЭМ датчика.
2. Данный подход не позволяет играть чистыми аккордами из обработанного эффектами звука.
3. Малый уровень сигнала (соотношение сигнал-шум) и чувствительность к помехам.

Что мною проверено:

1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПТОПАРЫ ОТ МЫШИ:

Недостатки:

• Струны над датчиками закрыты. (Неудобно играть – ограничен доступ к струнам)
• При подтяжке струна выходит из зоны датчика
• Необходимо питание для предварительного усилителя и согласование уровней.
• Точность установки пересечения струной света ИК диода.
• Завал на высоких частотах

Преимущества:

• Высокий уровень сигнала – выходной уровень до 3-5 вольт. Хорошее соотношение сигнал-шум
• Раздельные сигналы от струн – можно играть аккордами без взаимной интермодуляции - искажений.
• Нет электромагнитных наводок
• Высокая чувствительность.

2 ПЬЕЗОДАТЧИКИ ОТ ЗАЖИГАЛКИ

Устанавливаются вместо роликов под каждую струну.

Недостатки:
• Завал низких частот
• Механически не прочные – хрупкие
• Необходимо питание для предварительного усилителя и согласование уровней.


Преимущества:

• Высокий уровень сигнала – выходной уровень до 2 вольт. Хорошее соотношение сигнал-шум
• Раздельные сигналы от струн – можно играть аккордами без взаимной интермодуляции - искажений.
• Нет электромагнитных наводок
• Высокая чувствительность.

Совместное использование мышиного датчика и пьезо – позволит получить очень большие возможности в экспериментах. Например, может МИДИ аккордами, и не одной нотой.

ЧТО ХОТЕЛОСЬ ПРОВЕРИТЬ?

1 Использование в качестве датчиков и усилителей – блок головок от старого винчестера. Тут и разделение струн, и уже готовый усилитель, и сами головки - датчики… ТО же – разделение струн для чистых аккордов.
Но не хватает информации по схемотехнике этого блока головок – как ее включить и снять сигнал. И вообще – что из этого можно использовать. Если найдутся знатоки – я готов сотрудничать и экспериментировать.

2 Попробовать пьезодатчики возбудить так, чтобы получился электронный смычок.

ПРОТОТИП
Я давно сделал гитару так: на каждый порожек выводил провод, который при нажатии задавал высоту тона. А клавиши (6 - над каждой струной) включали соответственно ту «струну» которую я нажимал. Получился синтезатор в виде гитары. Высота тона управлялась тем же рычагом вибратора. Так что навыки игры на гитаре использовались. Есть старая запись этого «синтезатора» - делители частоты придавали органное звучание...
 
  • Like
Реакции: vakul
Могу сразу рассказать о результате своих подобных экспериментов (я уж лет 25 ими прозанимался) -- в итоге обычно всё равно ставится димарзиевский SD и гитара включается напрямую в хороший усилитель, только уже без педалек.

На самом деле искажения в датчике (из-за разной индукции при приближении и удалении струны от катушки) участвуют в формирировании того самого ассиметричного гитарного сигнала, который мы так любим. С чистым до хруста сигналом от пьезодатчиков нужно произвести немалую работу, чтобы он стал таким же живым. Все остальные перечисленные способы, включая не перечисленные здесь электростатические и датчики давления уже были опробованы лет 40-50 назад (это зафиксированное в тех книжках, которые читал, вероятнее всего опыты были и до войны), но отчего-то не прижились. Вероятно, это с чем-то связано.

Да и интермодуляция на квартах и квинтах, когда генерируются реальные унтертоны (f1-f2) и обертоны (f1+f2), а не только ряд n*f1 & n*f2 -- очень важное выразительное средство. Шестиканальный звук я тоже пробовал, только применения ему найти так и не смог.
 
Могу сразу рассказать о результате своих подобных экспериментов (я уж лет 25 ими прозанимался) -- в итоге обычно всё равно ставится димарзиевский SD и гитара включается напрямую в хороший усилитель, только уже без педалек.

Да и интермодуляция на квартах и квинтах, когда генерируются реальные унтертоны (f1-f2) и обертоны (f1+f2), а не только ряд n*f1 & n*f2 -- очень важное выразительное средство. Шестиканальный звук я тоже пробовал, только применения ему найти так и не смог.

Для эффектов есть процессор Digitech 70.

Шестиканальный звук - Очень ценный опыт - а по подробнее можно? Как был эффект от аккорда? Было ли ограничение амплитуды диодами в каждом канале?

И Ваши выводы - не стоит все это по новому повторять?

А как идея - Использование в качестве датчиков и усилителей – блок головок от старого винчестера?

Тогда будут малые габариты датчика и простота с предварительным УНЧ с искажениями так, что далее можно октавный делитель ставить на шесть каналов...

Вообще то тема для любителей поэксперементировать. А так - есть деньги - любую гитару и эффекты - есть все и давно.
 
Для эффектов есть процессор Digitech 70.

Я имел в виду, что итогом всех итераций всё равно становится традиционный лесполострат в традиционный маршалофендер, бо ничего лучше за отчётные пол-столетия так и не придумалось, а то, что придумалось, имеет очень ограниченное применение.

Шестиканальный звук - Очень ценный опыт - а по подробнее можно? Как был эффект от аккорда? Было ли ограничение амплитуды диодами в каждом канале?.

По обычной цепочке в каждом канале (EQ, Dist). Ну можно аккорд с трезвучием взять. Ну можно по панораме раскинуть. Но 99% эффектов от перегруженой гитары (например, бенд к одноимённой ноте, звучащей на соседней струне) становятся бессмысленными, потому что они завязаны именно на интермодуляции.

Получается что-то вроде органа (особенно если делители поставить), но органные партии осмысленнее играть на клавиатуре -- несоизмеримо больше возможностей, потому что десять пальцев могут вести несколько параллельных линий одновременно, а гитара на такой же скорости -- фактически одноголосный инструмент, при этом имеет гораздо больше аппликатурных ограничений (там, где на клавиатуре в гаммообразном движении нет разницы, играть соседнюю ноту или через ноту, на гитаре уже надо смотреть, можно ли сыграть такое арпеджио или же только последовательную гамму).

Могут быть какие-то плюсы для двуручного тэппинга, но при уменьшении гейна на усилителе они практически полностью нивелируются.

И Ваши выводы - не стоит все это по новому повторять?

Если есть желание, от чего ж нет -- я когда-то делал гитарных монстров на сотню операционников, в которых фильтр модулировался от генератора, частота и амплитуда которых модулировалась от своих генераторов. Эффекта, в общем, никакого, разве что детские товарищи, с которыми когда-то в одной беседке сиживали, сейчас в основном меряются, у кого ходок больше, а мне же было чем занять пытливый ум :)

В данном случае надо исходить из того, что сравниваются в итоге один хороший ламповый усилитель и шесть транзисторных дисторшнов.

А как идея - Использование в качестве датчиков и усилителей – блок головок от старого винчестера?

когда-то Дэвид Гилмор использовал такую штуковину -- дилей на основе не ленты, а металлического барабана. Я бы при наличии свободного времени направил мысль на создание аналога на основе FDD.
 
Белая зависть... Сколько у людей свободного времени...
 
Белая зависть... Сколько у людей свободного времени...

Ну, у меня пик экспериментов пришелся на конец 80-х годов, аккурат до поступления в институт. Тогда ни выбора не было, ни денег, зато времени хоть завались.
 

Сейчас просматривают