Базовые законы гармонии (классической) (1 онлайн

Remy

Sergey_Nikonov
Регистрация
24 Авг 2008
Сообщения
121
Реакции
14
Адрес
Самара
Веб-сайт
sergeynikonov.org.ru
Всем привет. Гармонию начал изучать недавно, и не знаю всех основных законов. А хочется уже начать применять. И хотелось бы услышать в легкой форме эти самые законы.

Например:

Нельзя, что бы после доминанты шла субдоминанта

Бас должен идти "Крестиком"

Все должно быть близко друг другу (т.е. использовать обращенные аккорды)

Если мелодия идет в основном на первых трех линейках нотного стана, то использовать тесное расположение, если выше то широкое и т.д.

Добавьте пожалуйста, еще законы. Если что то неверно, поправьте.
 

Yarikh

Member
Регистрация
22 Май 2009
Сообщения
52
Реакции
9
Адрес
Киев
Блин, это ж классическая гармония, понятно что тут все так странно. Когда прочитал про доминанту и субдоминанту то подумал про блюз сразу))
ИМХО твои правила сформулированы слишком неоднозначно и многозначительно и не ясны людям, не ведающим чудес классической гармонии.

ПЫ СЫ. Качаю учебник с торрентс.ру в предвкушении добавить пару пунктов)
 
Последнее редактирование:

Phone Cuts

Well-Known Member
Регистрация
7 Сен 2004
Сообщения
10.182
Реакции
1.294
Возраст
45
Адрес
Toronto, Canada
Веб-сайт
www.fonkatz.com
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.
Remy,
обязательно купи себе учебник гармонии, который так и называется: "Учебник Гармонии" (Дубовский, Евсеев, Способин, Соколов).
 

Urfin Juice

Cеньёр Мембер
Регистрация
20 Май 2006
Сообщения
1.682
Реакции
1.865
Возраст
46
Адрес
вражеский тыл
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.

Pavell

Смотритель маяка, ЦК.
Регистрация
20 Апр 2004
Сообщения
3.846
Реакции
787
Адрес
Россия. Крым. Южный федеральный.
Веб-сайт
about.me
Основное - при голосоведении избегай параллельных квинт... )))
Лучше, все же, найти педагога.
Я учился у Лопатиной и частично у Блюма.
 
Последнее редактирование:

Apan

Active Member
Регистрация
26 Янв 2008
Сообщения
137
Реакции
78
Адрес
Брест
Веб-сайт
www.realmusic.ru
А зачем это?,разве что в целях самообразования...
Дело в том,что если делать музыку по принципам классической гармонии она будет звучать "позапрошловечно".А кому это сейчас надо...
 

Muset

Active Member
Регистрация
13 Мар 2006
Сообщения
213
Реакции
92
Возраст
56
Адрес
Чернигов, Украина
Веб-сайт
rec-studio.in.ua
Пример некрасивого звучания параллельных квинт.
Посмотреть вложение 23213

Кому необходимы знания по гармонии есть преподаватели, целые методики преподавания и т.д.

[HIDE="5"]http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=1080884[/HIDE]

В рок музыке "всё" на параллельных квинтах держится )))
 

Remy

Sergey_Nikonov
Регистрация
24 Авг 2008
Сообщения
121
Реакции
14
Адрес
Самара
Веб-сайт
sergeynikonov.org.ru
ИМХО твои правила сформулированы слишком неоднозначно и многозначительно и не ясны людям, не ведающим чудес классической гармонии.
Законы сформулированы понятны для меня. Кто совсем новичок, ему нужно подготовится что бы понять. Вопрос задал для себя.

Remy,
обязательно купи себе учебник гармонии, который так и называется: "Учебник Гармонии" (Дубовский, Евсеев, Способин, Соколов).
Этот "Бригадный" учебник гармонии есть. По нему и занимаюсь.


Основное - при голосоведении избегай параллельных квинт... )))
Лучше, все же, найти педагога.
Я учился у Лопатиной и частично у Блюма.
Педагог есть. Но обучение идет поэтапно. А хочется знать основные законы, что бы уже применять. Про параллельные квинты учту.

А зачем это?,разве что в целях самообразования...
Дело в том,что если делать музыку по принципам классической гармонии она будет звучать "позапрошловечно".А кому это сейчас надо...
Не будет звучать плохо, если с умом подойти.
 

Muset

Active Member
Регистрация
13 Мар 2006
Сообщения
213
Реакции
92
Возраст
56
Адрес
Чернигов, Украина
Веб-сайт
rec-studio.in.ua
Список учебников по гармонии

И.Способин - Учебник гармонии (Бригадный) (1965)
Ю.Холопов - Гармония. Практический курс в двух книгах. (2005)
H. Schenker - HARMONY. (1954)
W.Piston - Нarmony. (1950)
А.Мутли - Сборник задач по гармонии. (1986)
Д.Шульгин - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ГАРМОНИИ. (1994)
С.Григорьев - Теоретический курс гармонии. (1981)
Ю.Холопов - Гармонический анализ. Часть 1. (1996)
Ю.Холопов - Гармонический анализ. Часть 2. (2001)
 

Remy

Sergey_Nikonov
Регистрация
24 Авг 2008
Сообщения
121
Реакции
14
Адрес
Самара
Веб-сайт
sergeynikonov.org.ru
Ну а все же. Никто еще законов не помнит из классической гармонии?
 

Phone Cuts

Well-Known Member
Регистрация
7 Сен 2004
Сообщения
10.182
Реакции
1.294
Возраст
45
Адрес
Toronto, Canada
Веб-сайт
www.fonkatz.com
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.
Педагог есть. Но обучение идет поэтапно. А хочется знать основные законы, что бы уже применять.
самое главное - не спеши. я тоже нанимал педагогов и хотел быстренько всё выучить и скорее начать применять)) так спешил, что потом пришлось возвращаться назад и повторять материал))
не спеши!) :drinks:
 

Alex Vortex

Тролль. Так говорят
Регистрация
22 Фев 2009
Сообщения
2.924
Реакции
961
Адрес
Новосибирск
Remy, законы больше для того, чтобы понять логику вещей. Они нужны лишь на этапе обучения, их мало кто применяет на практике. Вернее, мало кто задумывается о том, что применяет тот или иной закон ;)
Главное - развить музыкальный вкус и музыкальное мышление - они прекрасно заменят любые законы, но, в отличие от оных, не станут обузой.
 

James Kru

Well-Known Member
Регистрация
15 Дек 2009
Сообщения
2.308
Реакции
2.752
Возраст
51
Адрес
Королёв, Москва
Ну а все же. Никто еще законов не помнит из классической гармонии?
Remy, тут такое дело... То что ты описал - это не законы (как, например, уголовный кодекс), а некоторые правила, облегчающие процесс обучения основам голосоведения, гармонии, взаимодействия функций. И восприятие, а тем более написание музыки не есть процесс выискивания нарушений и создания запретов.
Вот, например, начал ты ковыряться с Бригадным учебником, прочел, что параллельные квинты - это дурно. Потом открываешь Моцарта и видишь параллельные квинты (они так и называются "моцартовские"). И чего теперь? Моцарт недоучка что ли? - Конечно, нет. А дело в том, что упражнения в учебнике для облегчения и удобства анализа строятся на основе строгого четырехголосия хорового типа, где каждый из голосов обладает собственной гармонико-мелодической функцией. И вот конкретно при этом обстоятельстве использование параллельных квинт или, тем более, октав обессмысливает (на время или постоянно) функцию какого-либо из голосов, что нарушает изначально заданную аналитическую строгость (как бы "чистоту эксперимента").
 

Pavell

Смотритель маяка, ЦК.
Регистрация
20 Апр 2004
Сообщения
3.846
Реакции
787
Адрес
Россия. Крым. Южный федеральный.
Веб-сайт
about.me
А зачем это?,разве что в целях самообразования...
Дело в том,что если делать музыку по принципам классической гармонии она будет звучать "позапрошловечно".А кому это сейчас надо...
Вот он, глас необразованности... Очень глупо...
 

pROFI

New Member
Регистрация
11 Май 2006
Сообщения
2.723
Реакции
1.605
Возраст
115
Веб-сайт
Посетить сайт
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.
Звуковысотные отношения-понятие ныне растяжимое,не узко элитно уважаемое…
По разному творят нынешние успешно музыканты.
И в консонансовой технике (мажор-минор),и в диссонансовой (кластеры-созвучия),и случайной алеоторической технике,и сложно полифонически,и по-народному (другие звукоряды…) (гетерофония и пр.),и по эзотеричным убеждениям,и по привычно протестно роковому (квинтами запретными у других…),и электронно сонористически без привычных тоновых правил…и прочая техники…
Выбирай пути….
Но базовая азбучная основа всё ж для всех одна.
Можно начать и так:
Музыкальная гармония для всех.
http://freesoft.ru/?id=678617
А что нельзя в традиционной гармонии,то это в форуме нашем и любой элементарной книжке уже по многу раз:
-Недопустимо такое соединение аккордов, при котором все голоса движутся в одном и том же направлении.
-Если при соединении аккордов, в одном из голосов образуется скачок(интервал больше терции), то все остальные голоса должны соединяться плавно, интервалами терция, секунда, прима.
-Не должно быть пересечения голосов.
-Голоса не должны двигаться параллельными квинтами и октавами. Эти интервалы звучат пустотно, из-за этого голоса сливаются и теряют свою индивидуальность.
-При соединении аккорда, при переходе, в голосах не должен образовываться увеличенный интервал.
-Предпочтительно, чтобы крайние голоса(сопрано и бас), при соединении аккордов не двигались в одном и том же направлении. Также желательно, чтобы интервал между крайними голосами не был равен квинте или октаве.
 

tim_ka

Начальная школа
Регистрация
26 Янв 2005
Сообщения
1.898
Реакции
280
Возраст
24
Адрес
DC, MD, VA
Веб-сайт
Посетить сайт
В рок музыке "всё" на параллельных квинтах держится )))
Это не так. Во-первых держится далеко не все, во-вторых держится точно не гармония песен, в-третьих квинту сыгранную через дисторшен трудно назвать интервалом - скорее это обогащенная особым тембром линия рифа, в-четвертых... наверное хватит. Вообще этот вопрос надо записать в фак.

Паралельные квинты в гармонии запрещены не потому что запрещены указом президента, а потому что не нужны -- не несут гармонического смысла. Хотите - используйте, но гармония от этого станет беднее. При этом никто не мешает построить рифф на квинтах, но чтобы звучало получше, то лучше обработать какой нибудь искажалкой - но это к гармонии никакого отношения не имеет. Гармония - это движение независимых голосов, создающих контекст, в котором исполняется мелодия. Если один из голосов продублировать квинтой, значит голосов станет 1. меньше, потому что минус один 2. еще меньше - потому что один из них будет мощнее других и будет "перекрикивать" других. Риф - это прием оркестровки, можете обогащать его хоть квинтами, хоть параллельным октавами, хоть целыми параллельными аккордами.
 

James Kru

Well-Known Member
Регистрация
15 Дек 2009
Сообщения
2.308
Реакции
2.752
Возраст
51
Адрес
Королёв, Москва
А что нельзя в традиционной гармонии,то это в форуме нашем и любой элементарной книжке уже по многу раз:
-Недопустимо такое соединение аккордов, при котором все голоса движутся в одном и том же направлении.
-Если при соединении аккордов, в одном из голосов образуется скачок(интервал больше терции), то все остальные голоса должны соединяться плавно, интервалами терция, секунда, прима.
-Не должно быть пересечения голосов.
-Голоса не должны двигаться параллельными квинтами и октавами. Эти интервалы звучат пустотно, из-за этого голоса сливаются и теряют свою индивидуальность.
-При соединении аккорда, при переходе, в голосах не должен образовываться увеличенный интервал.
-Предпочтительно, чтобы крайние голоса(сопрано и бас), при соединении аккордов не двигались в одном и том же направлении. Также желательно, чтобы интервал между крайними голосами не был равен квинте или октаве.
Это что за "традиционная" гармония такая? Она до какого века была? Четырнадцатого? Шестнадцатого?
 

pROFI

New Member
Регистрация
11 Май 2006
Сообщения
2.723
Реакции
1.605
Возраст
115
Веб-сайт
Посетить сайт
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.

fsoup

Member
Регистрация
5 Май 2006
Сообщения
103
Реакции
6
Адрес
Gotham City
Веб-сайт
www.radioshaolin.com
Бас должен идти "Крестиком"
Это как, можете объяснить?

Все должно быть близко друг другу (т.е. использовать обращенные аккорды)
По моему тесно, это как-то не правильно.
Все должно быть гармончно, ведь каждый голос должен вести свою партию. И в какой октаве находится голос это уже вам решать. Однозначно не рекомендуется ходить квинтами. А обращения нужны не для того чтобы сужать аккорды, а для того чтобы позволить каждому голосу вести свою партию.



Если мелодия идет в основном на первых трех линейках нотного стана, то использовать тесное расположение, если выше то широкое и т.д.
Возможно выимеетте ввиду мысль, что если сопрано идет наверх логично басу идти вниз, если же сопрано опускается то и бас поднимается?


А вообще я может не туда попер, уточните вам нужна теория гармонии или теоря голосоведения, а то меня уже занесло в полифоническое голосоведение.
 

pROFI

New Member
Регистрация
11 Май 2006
Сообщения
2.723
Реакции
1.605
Возраст
115
Веб-сайт
Посетить сайт
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.
А вообще я может не туда попер, уточните вам нужна теория гармонии или теоря голосоведения, а то меня уже занесло в полифоническое голосоведение.
"Уточняю":gamer2::
Кроме полифонического голосоведения,есть ещё гармоническое и гетерофонно-подголосочное.
Человек на гармоническое голосоведение "запал".
 

Apan

Active Member
Регистрация
26 Янв 2008
Сообщения
137
Реакции
78
Адрес
Брест
Веб-сайт
www.realmusic.ru
Pavell,
Я бы попросил коллега быть покорректнее,у меня высшее муз образование,я никого не оскорблял и высказывал свою точку зрения. Хамство не украшает музыканта.
 
Последнее редактирование:

RomanD

Играющий тренер
Регистрация
1 Сен 2005
Сообщения
1.875
Реакции
306
Возраст
43
Адрес
Москва
Веб-сайт
vk.com
Давайте коллеги уже покорректнее и по теме, без рассуждений "o tempora o mores".

Ещё вроде не упоминались запрет на перекрещивания голосов (кроме баса - ненадолго), запрет на расстояния между голосами больше октавы (кроме баса). По поводу квинт - вроде допускается чистая-уменьшённая (типа до-соль - си-фа)
 

Apan

Active Member
Регистрация
26 Янв 2008
Сообщения
137
Реакции
78
Адрес
Брест
Веб-сайт
www.realmusic.ru
Remy,
Не будет звучать плохо, если с умом подойти.
Я не сказал,что будет звучать плохо,будет звучать просто очень традиционно,банально.Ещё Мусоргскому эти правила изрядно надоели,я уже не говорю про композиторов 20-го века,которые в абсолютном большинстве своём отвегли их вовсе.Ведь классическая гармония и её правила за сотни лет существования превратились в замыленный штамп,и у большинства современных композиторов вызывают оскомину.Ещё у Чайковского в "Ромео и Джульетте" в самом начале параллельные октавы и квинты,а ведь он был теоретиком классической гармонии.Значит,это сознательное нарушение правил,продиктованное художественной идеей.В наше время даже при простой четырёх-пятизвучной аккордике эти правила приносятся в жертву этой самой идее, музыкальной изобразительности,ну а она такая же,как наше время-агрессивная,жесткая,диссонантная.
Послушайте внимательно Циммера,Эльфмана-это не Шёнберг,в том смысле,что музыка достаточно демократичная,так сказать "для народа",но классической гармонией за очень редким исключением там даже не пахнет.

Кроме того,история знает множество примеров,когда талантливые музыканты,не имеющие понятия о разрешениях и голосоведениях создавали замечательные свежие вещи,вероятно,именно потому,что этого не знали.

Не хочу сказать,что этих правил знать не надо,но принимать их за догму в наше время нельзя,лучше идти по пути совершенствования общего музыкального вкуса,и доверять своим ушам.ИМХО.
 
Последнее редактирование:

RomanD

Играющий тренер
Регистрация
1 Сен 2005
Сообщения
1.875
Реакции
306
Возраст
43
Адрес
Москва
Веб-сайт
vk.com
Apan, к чему все эти дилетанские рассуждения? Вообще нипанятна - человек попросил правила, ему рассказывают. Наверно он уже подумал зачем ему это надо, зачем за него решать. Тем более что если стоит вопрос стилизации, то эти правила - незаменимая вещь. Если надо создать хоровую или инструментальную композицию, чтобы она более-менее органично звучала... в общем вот, лучше бы ещё какие правила вспомнили бы...

ПЫСЫ - а все эти мысли про Прокофьева и Чайковского и доверять своему слуху, ещё, слава Богу, в училище прошли...
 

tim_ka

Начальная школа
Регистрация
26 Янв 2005
Сообщения
1.898
Реакции
280
Возраст
24
Адрес
DC, MD, VA
Веб-сайт
Посетить сайт
Правила нужны, чтобы их нарушать, извините за банальность :))

Другими словами, не будет правил, не будет стиля. Не будет нарушений - не будет оригинальности. Одно без другого не живет.
 

RomanD

Играющий тренер
Регистрация
1 Сен 2005
Сообщения
1.875
Реакции
306
Возраст
43
Адрес
Москва
Веб-сайт
vk.com
tim_ka, Йошкен кот, это право решать каждого человека, нарушать ему или нет. Зачем об этом трубить на каждой странице то...

Тем более лет 300 писали не нарушая, и очень здорово получалось, до сих пор слушают...
 

Сейчас онлайн (Пользователей: 0, Гостей: 1)

Сверху