Вопрос про уши...

  • Автор темы Автор темы IGor2D
  • Дата начала Дата начала

IGor2D

Well-Known Member
11 Янв 2012
3.084
523
113
33
Эстония
Не сочтите за глупость, но возникли такие вопросы :

1. Чем больше уши - тем лучше восприятие окружающего звука?
2. Или от чего зависит восприятие человеком окружающего его звука (имею ввиду по каким признакам человек может объективно судить о окружающем его звуке)?
Например, у животных, у которых большие уши - имеют острый слух. Значит, на основании только того, что они слышат, они могут объективно судить о происходящем вокруг них в пространстве.

А почему я задал такой вопрос, очень часто приходится располагаться на концертах/мероприятиях с боку, а не по центру (когда помещение не позволяет). Вот, что бы настроить (более детально) голоса, акустику, количество посыла эффектов я прикрываю уши руками, как бы ловя звук руками прямо в уши, странное то, что таким образом я как будто располагаюсь по центру, чувствительность ушей резко возрастает, середина и высокие прям как на ладоне. Правильно ли человеку так слышать окружающей его звук (не знаю как иначе сформулировать)?
П.С.
Не знал где правильно создать топ, как по мне, к теории относиться, но сомневаюсь, если что, перенесите куда надо.
 
Ооочень интересный вопрос ) ...Думаю если вам это помогает , значит наверное это правильно ) .....насчёт теории ) ну как я понимаю , когда вы подставляете руки к ушам , то звук начинает отражаться от ваших рук в уши , тем самым создавая иллюзию , что звук посередине ) ..а вот насчёт частот , наверное тут уже ваша индивидуальность сыграла роль ....
 
Хах, а я тут задумался сегодня о другом )))
Когда мы на море ныряем под воду, например на море, вода проходит до барабанной перепонки?
А если по теме, то думаю это некий эффект рупора когда руки около ушей
Сч-вч могут неплохо отражаться и имеют более короткие волны чем низ и поэтому они отражаются от рук и усиливаются мне кажется
 
AL.L,
02_Goliaf,
я вот как-то в теории читал книга Севашко А.В. "Звукорежиссура и запись фонограмм" на 124 стр.
Ну да, локализация как бы увеличивается, но допустим, человек с большими ушами будет иметь более острый слух или нет?
 
IGor2D

Ну ушная раковина , это лишь часть сложного аппарата , и наверное если всё остальное идеально , то такая гипотеза , мне кажется , имеет право на жизнь ) .
 
когда вы подставляете руки к ушам , то звук начинает отражаться от ваших рук в уши
[OFF]Ревреберация бывает листовая, комнатная, холл, пружинная а так-же ручная и ушная:sarcastic:[/OFF]

У котов уши не большие и без такой раковины как у человека, а слышат хорошо. Мне кажется это больше зависит того, что там в голове куда идет проход от раковины.
 
но допустим, человек с большими ушами будет иметь более острый слух или нет?

Судя по тому, что этот физиологический признак никак в истории не выделялся в указанном отношении скорее всего значение размеров ушей для остроты слуха не существенно.
 
размер не имеет значения :laugh: а если и имеет, то незначительное - это точно (может повлиять на громкость определенного спектра частот, например)

значение имеют (в порядке возрастания) строение барабанной перепонки, внутреннего уха, кортиева органа, а самое главное чувствительность и строение волосковых клеток и рецепторов с нейромедиаторами (эдакий A/D), превращающие звук в нервный импульс, а также участки головного мозга (точнее - конкретные нейроны), отвечающие за анализ этих импульсов и декодирование их в информацию, понятную сознанию
 
Последнее редактирование:
Ну да, локализация как бы увеличивается, но допустим, человек с большими ушами будет иметь более острый слух или нет?

постановка вопроса в корне неправильная. какая разница какого размера будут уши, если мозг не сможет раскодировать эту информацию? физически, волны действую одинаково на любой материальный объект - хоть с ушами, хоть без ушей...вопрос стоит в сознании
 
Правильно ли человеку так слышать окружающей его звук (не знаю как иначе сформулировать)?
Погоди, а ты видел на концертах слушателей, которые держат вот так же руки у ушей? Нет? КАК НЕТ? НЕ ВИДЕЛ?? :) Ну, раз не видел, значит, никто из слушателей так не делает. А значит, так делать и тебе не надо! Поверь, абсолютно точно тебе говорю.
Более того, это даже вредно. Почему? Да просто потому, что держа обеими руками уши, ты не сможешь управлять звуком на концерте - руки то заняты, а крутить ногами ты еще не научился. :)
Ну а если серьезно, то вот таким способом ты рискуешь получить звук совсем не такой, какой его слышат все остальные. Опять же потому, что никто не держит руки у ушей.
Ну и чисто биологический фактор - не даром ухи у нас побокам торчат. Мы способны слышать не только сзук спереди и с боков, но и сзади! Ага! Ты об этом не думал?
Более того, эволюция человека вделала форму ушной раковины именно такой, какая она есть. Наш слушовой аппарат совсем не идеален. У него есть неравномерность АЧХ, причем, эта неравномерность нелинейна по груомкости. Громкость тоже воспринимается нелинейно. То есть, разница в громких звуках менее заметна нами, чем разница в тихих звуках. Даже способность различать разные частоты - и та неравномерная. В области низких частоты мы можем определить разницу буквально в доли Герца, а на высоких частотах - различия будут при разнице в десятки Герц. Вот видишь, какой несовершенный, с точки зрения расвнмерности, наш слуховой аппарат! ОДНАКО! Это наш единственный слуховой аппарат, и другого у нас нет. Поэтому, все искусственные звуки мы подстраиваем именно под наши существующие уши.

Кароче, слушать нужно ушами такими, какие они есть! Все остальное - на слух это неправда.
 
Мы способны слышать не только звук спереди и с боков, но и сзади! Ага! Ты об этом не думал?
Да, можем, но погрешность составляет до 12* градусов, а это очень много! С локализацией у нас проблемы, из-за чего стереофонические записи у нас так сильно выделяются по панораме, хотя в живом исполнение мы бы этого не услышали (но есть исключения).
 
Последнее редактирование:
Хм. Сдвинь колонки ближе друг к другу - и уменьшится стереобаза, ширина стеоеопанорамы.
Ты просто очень редко слушаешь "живое" исполнение, которое идет не через системы звукоусиления, а просто "живое".
Например, на концерте симфонической музыки, сидя даже где-нибудь в 15-м ряду, на расстоянии 20 метров от сцены, ты сможешь безошибочно определить на слух, в какой точке находятся первая скрипка, а в какой - рояль.

На обычных фанерных и прочих концертах, разумеется, правильно ничего не определишь, поскольку источники звука - это акустические системы. В большинстве случаев, на концертах звук идет практически в моно, в лучшем случае - в нешироком стерео.
Сделано это для того, что сидящие например, слева, будут слышать левые колонки, а правые колонки - не услышат.
Ситуацию несколько исправляет наличие центрального канала, но не сильно. Слушатели по центру зала, конечно же, могут слышать обе стороны систем. Поэтому звукачи делают неширокое стерео именно для слушателей в центре зала - там и билеты дороже, и звук покруче. :)

Локализация источника так же сильно зависит от частоты его звука. На средних частотах (1-3 кГц), где чувствительность слуха максимальна, локализация составляет пару градусов. Поверь, большей точности человеку и НЕ НУЖНО. Поскольку у человека есть еще и глаза.

На низких частотах ниже 150 Гц локализация вообще сильно затруднена.
Причина этого не только в длине волны звука, но и в уменьшенной звуковой изоляции между ушами на низких частотах. Вибрации передаются через саму голову. Особенно на больших громкостях. Тогда "ухом" становится чуть ли не вся поверхность тела. И через внутренние полости тела и кости вибрация может доходить до слухового аппарата.

А в закрытом помещении влияние на локализацию оказывают отражения от стен, пола, потолка. Эти отражения могут "размазывать" звук в пространстве.

Есть еще такой интересный эффект. Если есть два источника звука слева и справа от человека, но звук от левого источника приходит на несколько миллисекунд раньше, чем звук от правого источника, то возникает эффект маскировки - будет слышен тот звук, который пришел раньше. А тот, что на несколько миллисекунд пришел позже - он не будет воспринят. Опять же, биология - человеку гораздо более важен первый звук, посколку он может означать опасность.
Если начать увеличивать разницу во времени между звуками, то вскоре оба звука снова станут улавливаться раздельно.

Как-то у меня был случай. На сцене стоят два монитора (колонки). Стою между ними точно по центру. Звук в левом мониторе громче чем в правом. Добавляю громкости правому, чуть отхожу назад. Вроде как правый монитор звучит громче на низах (да и по индикаторам децибелл на 5), но вроде как средние частоты все равно сдвинуты к левому монитору. Все динамики исправны, отдельно пониторы звучат нормально. Что за фигня, думаю? полез в настройки цифровой консоли. Оказалось, что была включена задержка у правого монитора относительно левого на пару миллисекунд. Вот! Звук в правом мониторе отставал от звука в левом, что было эквивалентно сдвигу локализации на влево. Хотя и на правом мониторе громкость была выше. На низах это чувствовалось. А вот средние частоты "уплывали" влево, в сторону более раннего звука.

Что касается локализации источника позади человека, то первоочередное значение имеет сила звука и факт определения источника именно позади человека. Биологически заложено, что человек на звук позади себя реагирует разворотом лицом к источнику звука и дальнейшей уточненной локализацией.
Когда тебя окликают сзади, ты же оборачиваешься на голос.
Звук сзади биологически воспринимается как сигнал опасности, посокльку глаз на затылке у нас нет и мы не можем видеть, что происходит сзади. Вспомни, как ты отреагируешь на гудок машины позади тебя?
Ну а если подставить к ушам руки, закрывающие зону позади ушей? Будет потеряна часть информации о пространстве. Человек определяет свое нахождение, положение в пространстве не только визуально, но и на основе слуховой информации. Попробуйте заткнуть уши и пару дней походить так. Будете, как минимум, ощущать неловкость.

Помимо чисто горизонтальной локализации источников, есть еще и верикальная. Казалось бы, как при помощи всего двух ушей можно определять направление на источник по трем плоскостям? А вот так! Как раз форма ушей и помогает в этом. Один и тот же звук будет имень разный состав, если он будет приходить спереди, сзади или сверху. Различия небольшие, но они улавливаются ушами.

Вот именно поэтому, повторюсь, и не нужно никаких искусственных "надстроек" на уши. Постраает пространственное восприятие звука вокруг человека.

Что касается разных размеров ушей - это глубоко индивидуально. Точно так же, как некоторые люди способны на слух отличить фа от фа-диез у какой-нибудь "десятой виолончели" в звучании симфонического оркестра. А кто-то вообще не отличит звука рояля от звука пианино.
Да, люди с оттопыренными ушами-локаторами ("чебураторы") будут лучше слышать звуки, приходящие спереди, но приходящие сзади - хуже. Но сколько таких людей в общей массе?? Один на сотню?

И еще... Вот ты спрашиваешь - только ли от размера ушей зависит чувствительность слуха? Да нет, не только от размера ушй. Почитай анатомию. Глубоко внутри уха располагается сам слуховой аппарат. Не буду вдаваться в подробности анатомии, ибо это многа букав.
Просто скажу, что чувствительность внутреннего уха ограничена простым фактом - если сделать ухо еще чувствительнее, то мы будем беспрерывно слышать шумы своего организма - шум от потока крови, открытие-закрытие сердечных клапанов, шум воздуха в дыхательных путях.
А знаешь, почему вот когда ты говоришь, ты слышишь собственный голос не таким по тембру, как его слышат окружающие? Тебе он кажется более "басовитым". А все потому, что низкочастотная составляющая воздействует на слуховой аппарат через внутренние полости головы, через кости, от вибрации голосового аппарата.
Даже если ты зактнешь уши, ты все равно услышишь свой голос.
Внешнее же ухо формирует слуховой канал, формирует необхидимую частотную и направленную характеристику (заложенную природой), защищает внутреннее ухо от влияния вредных атмосферных факторов.
Да, у разных людей будут некоторые различия. Но если вспомнить, насколько неидеальны акустические системы и вообще, звуковое поле, формируемое системой звукоусиления, то разница в восприятии людьми с разной формой ушей становится малозначительной.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: RockMeister и IGor2D
Топсель-Шкот,
спасибо за развёрнутый ответ, но большинство из этого я уже прочитал в книге Севашко А.В. "Звукорежиссура и запись фонограмм"

Думаю вопрос исчерпал себя)
 
Еще 5 копеек в тему. Ушная раковина может быть от рождения плотно прижата к голове и может быть перпендикулярна ей (как бы "лопоухость"). Среди звукачей есть и те, и другие. Этот факт (личные наблюдения) никак не влияет на качество их работы. Но есть забавный эффект: если при помощи скотча торчащие уши притянуть к голове и попробовать что-то свести на привычных мониторах, получится весьма забавная картинка. С прижатыми ушами - такая же история, если их искусственно "оттопырить" - результаты вас удивят. И что самое удивительное во всем этом, оба микса (с нормальным положением ушей и с "костылями" из скотча) будут звучать приемлемо. Это будут два совершенно разных микса. Если не лень - проверьте :) Узнаете о своем слухе кое-что новое.

ЗЫ. Опять же, из личных наблюдений: одни и те же мониторы в одном и том же помещении оцениваются звукорежами по разному. Ваши слушатели тоже очень разные, и не факт, что делая все по науке вы получите единодушное признание публики.
 
эмм.. если голова большая, значит человек умнее?

тогда слоны умнее нас...
 

Сейчас просматривают