Хм. Сдвинь колонки ближе друг к другу - и уменьшится стереобаза, ширина стеоеопанорамы.
Ты просто очень редко слушаешь "живое" исполнение, которое идет не через системы звукоусиления, а просто "живое".
Например, на концерте симфонической музыки, сидя даже где-нибудь в 15-м ряду, на расстоянии 20 метров от сцены, ты сможешь безошибочно определить на слух, в какой точке находятся первая скрипка, а в какой - рояль.
На обычных фанерных и прочих концертах, разумеется, правильно ничего не определишь, поскольку источники звука - это акустические системы. В большинстве случаев, на концертах звук идет практически в моно, в лучшем случае - в нешироком стерео.
Сделано это для того, что сидящие например, слева, будут слышать левые колонки, а правые колонки - не услышат.
Ситуацию несколько исправляет наличие центрального канала, но не сильно. Слушатели по центру зала, конечно же, могут слышать обе стороны систем. Поэтому звукачи делают неширокое стерео именно для слушателей в центре зала - там и билеты дороже, и звук покруче.
Локализация источника так же сильно зависит от частоты его звука. На средних частотах (1-3 кГц), где чувствительность слуха максимальна, локализация составляет пару градусов. Поверь, большей точности человеку и НЕ НУЖНО. Поскольку у человека есть еще и глаза.
На низких частотах ниже 150 Гц локализация вообще сильно затруднена.
Причина этого не только в длине волны звука, но и в уменьшенной звуковой изоляции между ушами на низких частотах. Вибрации передаются через саму голову. Особенно на больших громкостях. Тогда "ухом" становится чуть ли не вся поверхность тела. И через внутренние полости тела и кости вибрация может доходить до слухового аппарата.
А в закрытом помещении влияние на локализацию оказывают отражения от стен, пола, потолка. Эти отражения могут "размазывать" звук в пространстве.
Есть еще такой интересный эффект. Если есть два источника звука слева и справа от человека, но звук от левого источника приходит на несколько миллисекунд раньше, чем звук от правого источника, то возникает эффект маскировки - будет слышен тот звук, который пришел раньше. А тот, что на несколько миллисекунд пришел позже - он не будет воспринят. Опять же, биология - человеку гораздо более важен первый звук, посколку он может означать опасность.
Если начать увеличивать разницу во времени между звуками, то вскоре оба звука снова станут улавливаться раздельно.
Как-то у меня был случай. На сцене стоят два монитора (колонки). Стою между ними точно по центру. Звук в левом мониторе громче чем в правом. Добавляю громкости правому, чуть отхожу назад. Вроде как правый монитор звучит громче на низах (да и по индикаторам децибелл на 5), но вроде как средние частоты все равно сдвинуты к левому монитору. Все динамики исправны, отдельно пониторы звучат нормально. Что за фигня, думаю? полез в настройки цифровой консоли. Оказалось, что была включена задержка у правого монитора относительно левого на пару миллисекунд. Вот! Звук в правом мониторе отставал от звука в левом, что было эквивалентно сдвигу локализации на влево. Хотя и на правом мониторе громкость была выше. На низах это чувствовалось. А вот средние частоты "уплывали" влево, в сторону более раннего звука.
Что касается локализации источника позади человека, то первоочередное значение имеет сила звука и факт определения источника именно позади человека. Биологически заложено, что человек на звук позади себя реагирует разворотом лицом к источнику звука и дальнейшей уточненной локализацией.
Когда тебя окликают сзади, ты же оборачиваешься на голос.
Звук сзади биологически воспринимается как сигнал опасности, посокльку глаз на затылке у нас нет и мы не можем видеть, что происходит сзади. Вспомни, как ты отреагируешь на гудок машины позади тебя?
Ну а если подставить к ушам руки, закрывающие зону позади ушей? Будет потеряна часть информации о пространстве. Человек определяет свое нахождение, положение в пространстве не только визуально, но и на основе слуховой информации. Попробуйте заткнуть уши и пару дней походить так. Будете, как минимум, ощущать неловкость.
Помимо чисто горизонтальной локализации источников, есть еще и верикальная. Казалось бы, как при помощи всего двух ушей можно определять направление на источник по трем плоскостям? А вот так! Как раз форма ушей и помогает в этом. Один и тот же звук будет имень разный состав, если он будет приходить спереди, сзади или сверху. Различия небольшие, но они улавливаются ушами.
Вот именно поэтому, повторюсь, и не нужно никаких искусственных "надстроек" на уши. Постраает пространственное восприятие звука вокруг человека.
Что касается разных размеров ушей - это глубоко индивидуально. Точно так же, как некоторые люди способны на слух отличить фа от фа-диез у какой-нибудь "десятой виолончели" в звучании симфонического оркестра. А кто-то вообще не отличит звука рояля от звука пианино.
Да, люди с оттопыренными ушами-локаторами ("чебураторы") будут лучше слышать звуки, приходящие спереди, но приходящие сзади - хуже. Но сколько таких людей в общей массе?? Один на сотню?
И еще... Вот ты спрашиваешь - только ли от размера ушей зависит чувствительность слуха? Да нет, не только от размера ушй. Почитай анатомию. Глубоко внутри уха располагается сам слуховой аппарат. Не буду вдаваться в подробности анатомии, ибо это многа букав.
Просто скажу, что чувствительность внутреннего уха ограничена простым фактом - если сделать ухо еще чувствительнее, то мы будем беспрерывно слышать шумы своего организма - шум от потока крови, открытие-закрытие сердечных клапанов, шум воздуха в дыхательных путях.
А знаешь, почему вот когда ты говоришь, ты слышишь собственный голос не таким по тембру, как его слышат окружающие? Тебе он кажется более "басовитым". А все потому, что низкочастотная составляющая воздействует на слуховой аппарат через внутренние полости головы, через кости, от вибрации голосового аппарата.
Даже если ты зактнешь уши, ты все равно услышишь свой голос.
Внешнее же ухо формирует слуховой канал, формирует необхидимую частотную и направленную характеристику (заложенную природой), защищает внутреннее ухо от влияния вредных атмосферных факторов.
Да, у разных людей будут некоторые различия. Но если вспомнить, насколько неидеальны акустические системы и вообще, звуковое поле, формируемое системой звукоусиления, то разница в восприятии людьми с разной формой ушей становится малозначительной.