Восстанавливаю Rhodes stage piano 73 (1 онлайн

MSerg

Well-Known Member
30 Ноя 2015
872
1.539
93

В 2002 году купил Rhodes за 200$. Он был по частям привезён из штатов - отдельно корпус, отдельно электроника, отдельно клавиатура.

Тогда я всё собрал, поигрался, убедился, что играть может и закинул на балкон. Вид у инструмента был, мягко говоря, не очень. Не хотелось его в таком виде держать в студии, людей пугать. И больше 10 лет я не вынимал Родес с балкона, и не знал, когда же дойдут руки его отреставрировать.

Сейчас решил - надо его сделать. Причём по-максимуму. Чтобы прям ваще конфетка была.

В идеале, я бы хотел, чтобы кто-то другой занялся этим. Но настройщики и реставраторы роялей смотрят на него и говорят "ну я не знаю, что это, как это делать, мы пианино можем шлифовать и красить, настроить можем" и т.д.

Если у Вас есть, кто разбирается в Родесах и может отреставрировать, скиньте мне пожалуйста контакт в личку.

Но пока такого человека не нашёл, буду потихоньку двигаться сам.

Первым шагом надо полностью заменить стрёмный деревянный корпус, старый, покоцанный с трещинами. Видимо, надо сделать макет корпуса и заказать совершенно новую коробку.

И было бы круто пообщаться с людьми, которые в теме, видели, играли, знаю, как устроен родес, может даже чинили или реставрировали. Дел по его реставрации дофига и больше, в одиночку точно не сделаю, буду искать мастеров в помощь.
 

Tuvalu

Well-Known Member
18 Ноя 2011
661
404
63
www
Москва, небось?
Корпус не советую менять, звук может "испортиться", наблюдал подобное.
 

Tpt

Well-Known Member
3 Июл 2005
1.558
1.686
113
MSK
@MSerg, Киньте мне свои координаты.
В Москве, на сколько я помню, есть мастер который на самой фабрике "Rhodes" проходил стажировку.
Если сильно необходимо, постараюсь найти его контактные данные...
 

Acort

Well-Known Member
7 Апр 2010
1.861
1.977
113
60
планета The мля
Корпус не советую менять
Почему? Там же колебания иголки передаются на резонатор (металлический), а потом механические колебания преобразовываются в электрические. Корпус вроде не резонирует, или ошибаюсь?
 

MSerg

Well-Known Member
30 Ноя 2015
872
1.539
93
На самом деле, когда я говорил с несколькими реставраторами роялей, они тоже сначала обычно уверены, что корпус лучше оставить, но пошлифовать/покрыть лаком, или заменить на более резонирующее дерево. Подразумевая, что дерево влияет на звук. Но когда они смотрели на него живьём или по крупным фоткам, то эта идея отпадала. За корпус можно вообще не переживать.

Там всё устроено так, чтобы ничего больше не вибрировало, кроме звукоизвлекающих иголок (которые без звукоснимателей толком и не слышно даже). Но если предположить, что фанерка с иголками должна вибрировать, то при нажатой педали она будет передавать вибрацию другим иглам и тогда будет аццкий гул. Но фанерка не вибрирует, более того, иглы прикручены к фанерке через пружины, которые тоже уменьшают передачу вибраций. Сама фанера лежит в металлической раме, которую можно заставить вибрировать разве что подвесив её голую и ударить кувалдой. Эта металлическая рама лежит на бархатной прослойке, которая приклеена деревянным брускам. В общем суть инструмента - наоборот - минимизировать любые колебания внутри корпуса. Так что за корпус можно вообще не переживать.


Rhodes.JPG
 

sunet

Victor Buruiana, 1959
18 Июл 2005
12.078
6.372
113
64
Chisinau, Moldova
Отделка корпуса у Родеса это не совсем музыкальный разговор. Я бы не менял, а зашпаклевал бы дефекты и обклеил бы каким-нибудь пластиком или дермонтином. Главная его проблемма это очень слабый сигнал с датчиков. Я бы вставил преамп (а может несколько преампов) и возможно несколько переключаемых фильтров для разнообразия звука...
 
  • Like
Реакции: MSerg

MSerg

Well-Known Member
30 Ноя 2015
872
1.539
93
Итак, решил возобновить тему с Родесом.

Инструмент давно собран. Но звукосниматели оказались сдохшие.

Безымянный.jpg


Какие-то сниматели очень тихие, другие громкие, ещё одни с искажениями, у четвёртых нет низа, у пятых нет верха, у каких-то звукоснимателей все проблемы вместе в разных пропорциях.. на любой вкус. Но найти два похожих - это нереал. Все сниматели под замену.

Устроены они элементарно. Сердечник - неодимовый магнит 40-летней давности. Катушка - около 3000 витков. По сути - обычный гитарный сниматель, только который реагирует не на струну, а на вот такую иглу.

й.jpg


Сниматель располагается напротив кончика иглы. НО! если посмотреть на движение иглы - она ходит как вверх-вниз, так и влево-право - вырисовывает и круги, и восьмёрки, и овалы и эти геометрические фигуры плавно меняются. Но один сниматель может снять только одну ось, по умолчанию - вверх-вниз.

Я исхитрился и закрепил напротив одной иглы 2 самых громких и чистых снимателя и послушав их в стерео услышал полную фигню, решил отказаться от этой затеи. Но, попив чаю, я осознал, что сигнал на выходе получился не L/R, а M/S. Тогда я записал несколько нажатий и декодировал M/S в L/R и всё - услышал объёмную ноту со своим L-R пространством и чётким центром. То есть, двумя снимателями я снял движение иглы по обоим осям и звук с родеса идёт не одномерный, а уже 2D. Хотя даже просто декодировав MS в LR создаётся ощущение глубины даже на одной ноте. То есть, объективно звук 2D, но ощущается как 3D без всяких имитаций пространства. Я вижу, что разные иглы вырисовывают разные траектории и, потенциально, при совместном звучании может увеличится эффект ширины и глубины т.к. различий между L и R будет накапливаться.

И теперь принято решение сделать эдакий 3D-Rhodes.

Но так как изначальные сниматели толстенькие и установлены впритык один за другим, поставить в 2 раза больше таких же снимателей не представляется физически возможным. Соответственно, вся конструкция звукоснимателей требует полной переработки.

Скорее всего, для реализации данной идеи потребуются мощные неодимовые магниты в виде тонких прутиков. И потребуется мотать каждый сниматель в отдельности.

И я знаю, что некоторые гитаристы очень глубоко разобрались в снимателях, какие-то сниматели звучат "низасто", другие "верхасто". А я, когда играю на VSTi-родесах, не очень люблю "верхастость" нижних нот и "низастость" высоких нот. И я бы с удовольствием компенсировал это разными снимателями. И с этой целью я бы с удовольствием посотрудничал с человеком, который действительно хорошо разбирается в магнитных снимателях, у которого уже рука набита в этом.

Тут, на форуме, есть кто-нибудь, кто мог бы мне помочь с этим делом? И в целом, что можете посоветовать и какие идеи есть по поводу этого всего?
 
  • Like
Реакции: LogicS и RockMeister

sunet

Victor Buruiana, 1959
18 Июл 2005
12.078
6.372
113
64
Chisinau, Moldova
Скорее всего изменились свойства неодима. Он чувствителен к ударам. Инструмент очень тяжелый, грузчики их иногда роняли, после чего эти радости и начанались. В Родесе какраз ценно высокочастотное рычание на низких клавишах, что и отличает его от других подобных инструментов. Я бы попробовал заказать в Китае подходящего размера магниты и просто их все заменить. Кроме того в Интернете есть фирмы которые выпускают и высылают запчасти. Правда дорого.
 
  • Like
Реакции: MSerg

Tuvalu

Well-Known Member
18 Ноя 2011
661
404
63
www
Какой ещё неодим полвека тому назад? Там Alnico. Да, они размагнитились. Лучший выход - собрать намагничивающую установку (НУ) и намагнитить их по новой. Если очень просто, то НУ - это такой громадный дроссель с пропилом (зазором), в который вставляется магнит. Катушка - несколько тыс. витков толстого (1мм +/-) провода. Батарея конденсаторов в несколько тыс. мкФ заряжается до вольт так 400 и разряжается через эту катушку. Короче, добро пожаловать в адъ.

Говорят (пишут), что можно намагнитить алнико с помощью мощного неодимового магнита. Про это ничего не знаю, спрашивайте у пикаперов (но не у тех, про которых пишут гламурные журналы).
В любом случае, важно соблюдать оригинальную полярность магнита (расположение полюсов).

Если делать по два новых датчика на язычок, то я бы посоветовал взять готовые катушки от реле, например, РЭС-15, самый высокоомный (высоковольтный) паспорт. И приладить каждый из них к маленьким неодимовым таблеткам, например, диаметр 5, толщина 3. Можно и другие. И реле тоже можно другие - их существует куча всяких подходящих.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: MSerg и Long

smack

Well-Known Member
3 Май 2008
21.732
26.606
113
www.youtube.com
В Родесе какраз ценно высокочастотное рычание на низких клавишах, что и отличает его от других подобных инструментов.
Как раз Rhodes не является самым рычащим EP. Рык - это у Вурлитцера А200. ;) А у Rhodes - не более чем мурлыканье )))
 
  • Like
Реакции: LogicS и MSerg

Gerain9

Well-Known Member
16 Окт 2006
2.836
2.006
113
Татарстан
Так пониже иглы настроить и рыка больше будет)
[DOUBLEPOST=1539646074][/DOUBLEPOST]
не очень люблю "верхастость" нижних нот и "низастость" высоких нот. И я бы с удовольствием компенсировал это разными снимателями.
Там настройкой это всё регулируется. Я себе как раз нейтрально настраивал.
 
  • Like
Реакции: MSerg

MSerg

Well-Known Member
30 Ноя 2015
872
1.539
93
Там настройкой это всё регулируется.
Имеете в виду положение датчика относительно иглы? Или положение настроечной "намотки" на игле? Просто регулятором "Bass Boost" там немного не то регулируется.

Какой ещё неодим полвека тому назад?
да, прошу прощения, мой косяк, перед написанием поста искал инфу по неодимовым магнитам и они застряли в голове. Я имел в виду ферритовый магнит т.к. очень характерный цвет. Но, возможно, Вы правы относительно того, что это альнико, просто "ферритового цвета". Я не знаю. Вы прекрасно видите мою некомпетентность в данном вопросе. Впервые озадачился магнитами. Смотрю на них как баран на новые ворота. Потому и решил, что нужна подмога, разбирающиеся люди.
 

Tuvalu

Well-Known Member
18 Ноя 2011
661
404
63
www
Я имел в виду ферритовый магнит т.к. очень характерный цвет.
Кстати, может и ферритовый. Тот инструмент, что я ремонтировал, был явно с альнико (серебристый цвет). Но это не значит, что всегда был только альнико. В любом случае, они размагнитились и с этим надо что-то делать.
да, прошу прощения, мой косяк, перед написанием поста искал инфу по неодимовым магнитам и они застряли в голове.
Зачем просить прощения, мне-то что? Просто рабочий момент.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: MSerg

digilab2

Well-Known Member
19 Июн 2012
12.343
6.451
113
68
Москва
www.skbprost.ru
-делайте на неодиме там витков меньше будет , насчет звука не знаю, да и как сказал tuvalu имеет смысл пользовать катушки от реле
недорого и ковырни меньше
 
  • Like
Реакции: MSerg

H-ron

Well-Known Member
13 Апр 2011
7.657
5.779
113
58
Москва
Не путайте материалы для магнитов и материалы для магнитных сердечников. Коэрцетивная сила слегка разнится.

-делайте на неодиме там витков меньше будет , ...
По сравнению с ферритом?! Жжете!)))

PS. Делающим катушки на неодиме: экономьте деньги товарищи, используйте вместо неодима воздух!
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: MSerg

MSerg

Well-Known Member
30 Ноя 2015
872
1.539
93
Делающим катушки на неодиме: экономьте деньги товарищи, используйте вместо неодима воздух!
На неодиме получаются хреновые катушки?

Я просто купил на пробу несколько тоненьких неодимовых прутиков (1х10мм и 2х10мм марки N52) так эти магнитики так сильно трясутся от вибраций иглы (на расстоянии 1-2см от неё), что аж пальцам щекотно и они практически вырываются из рук пытаясь прицепиться к игле. И эти крохотные магниты спокойно поднимают шуруповёрт с большой батареей, когда самые мощные сниматели из имеющихся даже сдвинуть не могут этот же шуруповёрт на скользком столе. Такое ощущение, что неодимовый магнит N52 размером с хоккейную шайбу сможет вес пианино выдержать.
 
Последнее редактирование:

digilab2

Well-Known Member
19 Июн 2012
12.343
6.451
113
68
Москва
www.skbprost.ru
Не путайте материалы для магнитов и материалы для магнитных сердечников. Коэрцетивная сила слегка разнится.
-какое отношенияе сие имеет к эм звукоснимателю неясно , а из сердечников лучше всего аморф , пермаллой, феррит, карбонильное
железо, альсифер, трансформаторная сталь, каждый тип для определенного применения
[DOUBLEPOST=1539723906][/DOUBLEPOST]
На неодиме получаются хреновые катушки?
-если с точки зрения индуктивности и трансформатора то да никакие
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: MSerg

Tuvalu

Well-Known Member
18 Ноя 2011
661
404
63
www
PS. Делающим катушки на неодиме: экономьте деньги товарищи, используйте вместо неодима воздух!
Катушки от реле, про которые мы с digilab_2 толкуем, уже "в комплекте" со своими сердечниками. Магниты цепляются с противоположной от язычка стороны. Сто раз такое делали для гитарных датчиков, отдача намного больше, чем с ферритовым и, тем более, альнико магнитами.
Кстати, если переборщить с силой магнита, то ухудшится сустейн, т.к. тормозится струна - это на гитаре, а как будет в сабже, не знаю, пробовать надо.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: MSerg

H-ron

Well-Known Member
13 Апр 2011
7.657
5.779
113
58
Москва
На неодиме получаются хреновые катушки?
Магнитаная проницаемость неодима всего на 5% выше магнитной рроницаемости вакуума. А у феррита и пр. материалов. выше на три и более порядка. Ну и наличие куска проводящего материала в магнитной цепи приводит к значительным потерям.

Магнит же в цепи, с одной стороны дает необходимое подмагничивание, а с другой вызывает насыщение сердечника...Нужен баланс - возможны интересные варианты. На самом деле задача не усилить магнитное поле, а получить максимум изменения магнитного поля в катушке.

PS. На самом деле помещать магнит внутрь катушки звукоснимателя, это достаточно сомнительное решение, но возможное для компактности и сопряжено с увеличением кол-ва витков. Его помещать надо где-то рядом, чтоб создавал магнитное поле, а внутри катушки должен быть материал с хорошей магнитной проницаемостью для увеличения потока. И да, от позиции магнита и его силы (сильнее совсем не обязательно что лучше) многое зависит.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: MSerg

Gerain9

Well-Known Member
16 Окт 2006
2.836
2.006
113
Татарстан
Имеете в виду положение датчика относительно иглы?
и датчик и вибратор можно двигать. Большое количество комбинаций настройки динамики, громкости и тембра. Вообще это сложный инструмент в настройке. Я со своим пару месяцев возился- экспериментировал:)
 
  • Like
Реакции: MSerg и H-ron

digilab2

Well-Known Member
19 Июн 2012
12.343
6.451
113
68
Москва
www.skbprost.ru
Дяденька, катушки от реле, про которые мы с digilab_2 толкуем, уже "в комплекте" со своими сердечниками.
-там не сердечник вроде а просто магнитопровод из какой то стали ( не помню какой)
 
  • Like
Реакции: MSerg

Tuvalu

Well-Known Member
18 Ноя 2011
661
404
63
www
-там не сердечник вроде а просто магнитопровод из какой то стали ( не помню какой)
Так, а во многих гитарных датчиках так и есть - катушка на железных (какая-то низкоуглеродистая сталь типа нашей ст3) сердечниках, снизу магнит, сверху струны. Всё работает.
 
  • Like
Реакции: MSerg

H-ron

Well-Known Member
13 Апр 2011
7.657
5.779
113
58
Москва
На всякий случай, материалы, включая сервисмануал:

http://www.fenderrhodes.com/
[DOUBLEPOST=1539758432][/DOUBLEPOST]@MSerg, кстати, какая именно модель у Вас?
Судя по картинке, Fender Rhodes Mark I (1969-1975)?
 
  • Like
Реакции: MSerg

MSerg

Well-Known Member
30 Ноя 2015
872
1.539
93
@sunet, я когда-то натыкался на некоторые из этих ссылок, даже добавлял в избранное и планировал там заказать несколько молоточков, но с перестановкой системы все ссылки потерял. Спасибо Вам, что закинули их сюда, теперь не потеряются)

На всякий случай, материалы, включая сервисмануал:
http://www.fenderrhodes.com/
[DOUBLEPOST=1539758432][/DOUBLEPOST]@MSerg, кстати, какая именно модель у Вас?
Судя по картинке, Fender Rhodes Mark I (1969-1975)?
Так точно, именно он - Fender Rhodes Mark I с шильдиком SeventyThree.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: H-ron

MSerg

Well-Known Member
30 Ноя 2015
872
1.539
93
Заехал тут ко мне знакомый гитарист. Открыл крышку родеса, полюбопытствовал, как там всё устроено. Поднёс гитарный сниматель (с батарейкой кроной) к иголке родеса, подключили к колонкам и родес шикарно зазвучал - отличный верх, отличный низ, классная атака и даже как-будто сустейн удлинился.

Вообще, на мой вкус, оригинальные датчики родеса очень басистые, бубнящие и подгуживающие, я мог бы их назвать "кашеобразные". В связи с чем производитель поставил на переднюю панель фильтр низких частот (есть у всех родесов) и я активно его выкручиваю, чтобы инструмент не бубнил. И, за одно, подключаю LONG Exciter II, чтобы малец добавить "игольчатой" атаки. Вообще, эта игольчатая атака есть в акустическом звуке родеса, и потому на нём прикольно играть живьём, к электрическому звуку подмешивается акустическая атака. Но на записи этой атаки нет, эксайтер оч помогает. И RMS-компрессор тоже оч помогает сустейн вытаскивать.

Но тут просто поднесли активный датчик - и низ не гудит, и верх отличный, и атака появилась по умолчанию (без подключения эксайтера) очень похоже на тот "челчок" из акустического звука родеса, и сустейн вроде как ощущается длиннее.

Конечно, прослушивание проводилось "кустарное", "на коленке", очень быстро, но в целом, поиграв с этим датчиком на отдельных нотах, создаётся очень добротное ощущение, что звук инструмента можно конкретно освежить.

И, естественно, не долго думая, у меня возникла идея сделать ещё одну (вторую, сменную) панель с датчиками для родеса, но уже с активными датчиками. Но устройство датчиков - это для меня тёмный лес, ничего не смыслю в магнитах, характеристиках и т.п.

Но куда обращаться за советом, как не на RMM. Может быть есть на форуме инженеры или гитаристы, которые хорошо в этом понимают и могут что-то посоветовать? Какие магниты взять на пробу? Может к какому-то спецу направите?

PS
Для наглядности.... оригинальная панель родеса с оригинальными снимателями выглядит вот так


Каждый датчик толщиной с указательный палец. А с иголками взаимодействуют вот так




Какие есть идеи по поводу активных датчиков? Может быть к этим можно подцепить батарейку и сделать их активными?)) Заранее 100 раз прошу прощения за глупые вопросы. Я реально тут ничего не шарю. Буду очень рад любым идеям, наводкам, подсказкам и т.п.
 

sunet

Victor Buruiana, 1959
18 Июл 2005
12.078
6.372
113
64
Chisinau, Moldova
Традиционно Родес включали как гитару в комбик и записывали микрофоном. При этом он начинает звучать тем звуком к которому все и привыкли. Пропадает гул, шум, фон и регулируется нужный тембр.
 

Сейчас онлайн (Пользователей: 0, Гостей: 1)