Только тут многообразие у нас двумерное - это не тор, а поверхность тора. С поверхностью сферы не гомеоморфно.А всякое односвязное компактное трёхмерное многообразие без края гомеоморфно трёхмерной сфере
Только тут многообразие у нас двумерное - это не тор, а поверхность тора. С поверхностью сферы не гомеоморфно.А всякое односвязное компактное трёхмерное многообразие без края гомеоморфно трёхмерной сфере
Отнюдь.в качестве примера октаву А3 - А4 (220 Гц - 440 гц).
Поделим эту октаву ровно пополам и получим ступень с частотой 330 Гц,
Вот для этого (чтобы сделать незаметным) на рояле и применяется для каждой клавиши по 2-3 струны, настроенных чуть в разлив.Вот, например, темперированная квинта (на фоно) всего на 2 цента уже натуральной, но даже такое малое отклонение ловит музыкальный слух из-за легкого вибрато (колебание громкости примерно раз в секунду).
Во-первых, в "перечисленных выше" фигурируют 5/3 и 6/5, а это в квинтовыОтсюда идеальный музыкальный строй - это такой строй в котором от любой ступени строя можно построить любой из перечисленных выше натуральных интервалов.
Где-то сейчас тихо заплакал Перельман )Только тут многообразие у нас двумерное - это не тор, а поверхность тора. С поверхностью сферы не гомеоморфно.
Четыре восходящих шага квинтой от А действительно формируют ступень C#. Но в данном случае этот диез не равен диезу РТС12 (~18/17) и не равен диезу чистого строя (25/24). А также не равен натуральному полутону (16/15).Я до# считал от ля так: 220 * (3/2)^4 : 2^2 = 81/64 = 1,265. Четыре квинты вверх, две октавы вниз. В Вики так же. Зачем здесь комма? Мы же не от лада с центром До считаем, это в нём до до-диеза далековато.
И то верно, что глаза-то ломать.Отнюдь.
Если интервал между 220 и 440 поделить ровно пополам, получится 311.13.
Дальше читать не стал
Поскольку период - величина обратная частоте, тот же результат вы получите, от среднего арифметического соответствующих частот.Так вот период колебания тона F4 - это среднее арифметическое от периодов колебаний тонов С4 и С5: 2,841 = (3,7878 + 1,8939)/2.
Квинта и кварта - это два акустических центра симметрии октавы - частотный и периодный.
Физика, сэр.Что уважаемые доны скажут о кривых Рейлсбека?
Выше уже неоднократно было отмечено, что определяющей в данном вопросе является не математика и не физика, а физиология.Ступень G4 является "арифметическим" центром симметрии октавы С4 - С5: 9 = (6 + 12)/2.
Что это за цифры?
Вы должны быть в курсе того, что логарифмическая прогрессия и геометрическая прогрессия - идентичны.И это никак не связано с древними греками, которые, кстати, логарифмов не знали.
+1, это обычная экспонента. Тут применим термин логарифмическая шкала.геометрическая прогрессия
Полагаю, что вопрос был не о физике реальной струны, и не о том, откуда берется кривая Рейлсбека (это понятно) , а о том, что какой смысл вообще говорить и спорить про эти близости к целочисленным соотношениям, если при настройке реального фортепиано даже этот критикуемый равномерно темперированный строй не получается полноценно сделать. Даже октавы не получается у фортепиано настроить точными по психофизическим причинам. При этом ухо слушателя привыкло к этой кривой Рейлсбека, и если сделать все обертона струн математически точными, звук перестанет быть звуком фортепиано. Мы привыкли слушать именно физическую живую струну, где обертона не точно кратны основному тону.Физика, сэр.
Реальная струна, особенно с навивкой, сильно отличается от математической струны.
Для каждого прямого арифметического действия можно сформулировать два обратных действия.Дошло, откуда взяли логарифм - если брать обратную функцию, то есть не вычислять частоту по ноте, а наоборот, из частоты находить исходную ноту, то и будет тот самый логарифм.
Не понял причем здесь ГЕРМЕТИЗМ (тайное знание) ?Поскольку период - величина обратная частоте, тот же результат вы получите, от среднего арифметического соответствующих частот.
И тогда, весь Ваш "спич" можно сократить вдвое, обходясь без сенсационных "Так вот..." И прочего "герметизма".
А кто упомянул легенду о лире Гермеса?Не понял причем здесь ГЕРМЕТИЗМ (тайное знание) ?
Давно я это знаю или нет, не имеет значения. Значение имеет следующее:Вы, вероятно, давно знали, что период колебания ступени F4 есть среднее арифметическое от периодов колебаний С4 и С5 ?
Но ведь ПЕРИОД и ЧАСТОТА это, суть одного и того же процесса! И результат, соответственно один. Добро бы при операции с частотами были бы одни цифры, а при операции с временем колебания - другие. Так нет. Тогда к чему этот "посыл"? По этому, я и отметил, что такая "подача" материала лишь "словесная шелуха".Высота музыкального звука может быть измерена не только по числу колебаний струны в секунду (в герцах), но и по продолжительности одного полного колебания струны в миллисекундах - С4 (3,7878 мсек) - F4 (2,841 мсек) - G4 (2,5252 мсек) - C5 (1,8939 мсек).
Так вот период колебания тона F4 - это среднее арифметическое от периодов колебаний тонов С4 и С5: 2,841 = (3,7878 + 1,8939)/2.
А, если конкретизировать абстрактное арифметическое действие до конкретной функции вычисления частоты из номера ноты (в вашем примере вычисляются не ноты, а их частоты), которая действительно сводится к степеням двойки, то есть к экспоненте, то обратная функция по смыслу может быть только одна - из частоты вычислить ноту (её номер). И это будет логарифм.Для каждого прямого арифметического действия можно сформулировать два обратных действия.
-- Да ни к чему оно не привыкло. Кривая эта была выведена на основе обмеров хорошо звучащих инструментов, а не наоборот...При этом ухо слушателя привыкло к этой кривой Рейлсбека
Прекрасная статья! Спасибо.P.S. "До кучи": http://long.ru/books/kuz/index.html