Почему частоты нот строятся от ля? (2 онлайн)

  • Автор темы Автор темы GregH
  • Дата начала Дата начала
А разница между соседними гармониками - это и есть первая гармоника.
Это да, если она есть в принципе в данном звуке. Прикол в том, что первую гармонику можно подавить полностью, а нота от этого не изменится. Ухо будет именно определять разницу между соседними гармониками и мозг будет вычислять основной тон. Иногда и подавлять не надо. У многих басовых нот основной тон тупо не воспроизводится по естественным физическим причинам (дека, например сильно меньше размера звуковой волны). У того же фортепиано звук самого нижнего ля субконтроктавы фактически не содержит в спектре основного тона. Однако мы всегда его отличим от звука ля контроктавы, даже если будем воспроизводить его динамиком мобильного телефона., который уж точно не способен выдать таких частот в принципе. Причина именно в шаге, с которым идут гармоники.
 
  • Like
Реакции: Igor Kulikov
А может быть А соответстввует +/- голосам вокалистов!
Нижняя "хоровая" нота для басов и баритонов, которой естественно и присвоили первую букву...
Но похоже, сам ответ на пост здесь уже ни кого не интересует...:)
 
@deplexer, вы просто скрываете от нас ПРАВДУ о волшебных частотах!
Да просто человек не читатель - он писатель! И ди джей! Но зато разбирается в гитарах и камертонах! А ведь русским по русски написал - ГОБОЙ - эталонный инструмент во все времена, открытая позиция которого задавала весь тон оркестру, так как он самый стабильный инструмент того времени, не зависящий кардинально от температуры и влажности! И его строй - нота ЛЯ 435 Гц. А всякие там моцарты и бетховены они вааще от герцев были далеки. Но тут уже человек нашел "камертон Моцарта" и выяснил с какой частотой работал Вольфганг! Ну бредовее от ди джея я еще ничего подобного не читал! Мало того, что на гитаре играть не умеет и все за Олейника и Бономассу прячется, так исчо и тянет сюда какой то псевдонаучный бред, типа шо то понимает! Хорошо что ди джеев не готовят в московской консерватории - пропал бы дом :Dle8:
 
Последнее редактирование:
Вот я сгенерировал сумму сигналов с разницей 100 Гц: 127, 227, 327 и 427 Гц, три секунды этого сигнала, а потом три секунды сигнала 100 Гц. Это не воспринимается, как одна нота. Первый сигнал вообще не воспринимается нотой.
Судя по звуку, второй сигнал - это просто синусоида 127 Гц. У синусоидального звука нет той яркости и той громкости, которая есть у "музыкального" звука, состоящего из множества гармоник. У язычковых инструментов (гармошка) можно так подрегулировать язычок , что звук будет слышен "на другом конце деревни", а можно заглушить так, что в соседнем дворе уже не слышно.
Секрет в крутизне звуковой волны при смене знака звукового давления. В синусоиде смена полярности вялая, а в добротном музыкальном звуке она очень резкая (почти прямая линия на аудиограмме).
 
В последних постах дискуссия свелась к абсолютному значению частоты тона Ля первой октавы.
На мой взгляд, это второстепенно.
Для меня вопрос в том, почему выбор пал именно на шестую ступень лада До-мажор, а не на пятую (доминанта) или четвертую (субдоминанта) или на первую, наконец.
 
Последнее редактирование:
В последних постах дискуссия свелась к абсолютному значению частоты тона Ля первой октавы.
На мой взгляд, это второстепенно.
Для меня вопрос в том, почему выбор пал именно на шестую ступень лада До-мажор, а не на пятую (доминанта) или четвертую (субдоминанта) или на первую, наконец.
Утомительно отвечать на один и тот же вопрос в очередной раз! Но отвечу - Википедия на энтот раз:
"В симфоническом оркестре используется обычно два или три гобоя. Партии английского рожка или гобоя д’амур (если таковые предусмотрены) исполняются одним из гобоистов. Изредка используется гобой-пикколо (например, во Втором концерте Бруно Мадерны).

Традиционно по ноте «ля» первой октавы, исполняемой гобоем, настраивается весь симфонический оркестр. Считается, что звук гобоя наименее подвержен расстраиванию (благодаря небольшим размерам звукообразующего элемента — трости — и малой возможности «подстроить» инструмент: выдвигание трости лишь незначительно сказывается на интонации)"
Кто такие ГАБОИ - откройте Вики и прочтите - когда они появились и прочее. Без ГАБОЯ нетути оркестра!
Другого объяснения просто нет! Только гобой является идеальным инструментом для настройки (до появления камертонов и фортепьяно!)
 
Для меня вопрос в том, почему выбор пал именно на шестую ступень лада До-мажор, а не на пятую (доминанта) или четвертую (субдоминанта) или на первую, наконец
вот ИИ привёл несколько причин :rolleyes: :
Оркестровый концертный строй (референтная высота звука) исторически сложился вокруг ноты Ля первой октавы (обычно A₄ ≈ 440 Гц), а не До или Соль. Это объясняется несколькими причинами – как традиционно-инструментальными, так и акустико-техническими. Ниже рассмотрим ключевые исторические этапы и научные обоснования выбора Ля как эталона настройки, а также современные стандарты (A=440 Гц, 442 Гц и др.) и международные особенности:


Исторические этапы стандартизации строя​


  1. XVII–XVIII вв. – отсутствие единых стандартов. В разное время и в разных регионах «эталонная» высота резко варьировала (например, в Англии XVII в. камертоны давали Ля ~380 Гц, у органов Баха – ~480 Гцcapionlarsen.com). Поначалу застрой определялся по крупным инструментам (обычно органу) и часто менялся со временем из-за износа и перетюровки.
  2. 1711 год – первый камерто́н Ля. Английский трубач и музыкант Джон Шор сконструировал в 1711 г. металлический камертон, настроенный на ноту Ля частотой ≈423,5 Гцpiano-tuners.org. Это стало первым унифицированным звуковым стандартом в Европе.
  3. XIX век – консолидация по Ля. Со второй половины XVIII – начала XIX в. многие страны постепенно приходили к более высокой высоте строя (так называемая «инфляция строя»). В 1859 г. по инициативе французских композиторов и правительства был официально утверждён «диапозон нормаль» – нота Ля над средней До с частотой 435 Гцcapionlarsen.com. Этот стандарт постепенно поддержали и другие европейские государства. Одновременно некоторые музыканты и инженеры предлагали альтернативы: например, «научный строй», при котором малую октаву До фиксировали на 256 Гц (что соответствовало бы Ля ≈430,5 Гц). Он удобен математически (частоты нот До – степени двойки), но не получил официального признанияcapionlarsen.com.
  4. XX век – международная стандартизация. В начале XX в. высота строя продолжила повышаться. В США Американская федерация музыкантов (AFM) приняла A=440 Гц уже к 1917 г.flutecentric.com. В 1939 г. в Лондоне делегаты из США и Европы согласовали выбор стандарта: голландское исследование показало, что средняя частота в разных оркестрах Европы была около 440 Гц, а радиотехники (BBC) предпочли 440 Гц вместо 439 (439 – простое число, труднее синтезируется)mentalfloss.com. После войны Международная организация по стандартизации (ISO) официально закрепила в своих рекомендациях ISO 16 частоту A₄=440 Гц (решение в 1955 г., подтверждённое в 1975 г.)mentalfloss.commentalfloss.com.

Акустические и практические причины выбора Ля​

  • Открытая струна Ля у всех струнных инструментов. У всех основных струнных оркестровых инструментов (скрипки, альта, виолончели, контрабаса) имеется открытая струна, настроенная на Ля первой октавыflutecentric.com. Это означает, что при отстройке ансамбля одинаковую ноту Ля все струнники могут взять с открытых струн, а затем строить остальные настройки по чистым интервалам (квинтам, квартирам и обертонам) относительно неё. Так, обертоны Ля (Lя октава, квинта, большая терция и т.д.) резонансно совпадают с настройками других струн, упрощая их согласованиеflutecentric.com. (Для сравнения: нота До есть открытой лишь у виолончели и альта, а Соль – у скрипки, альта и виолончели, но не у всех; следовательно, эти ноты не могли служить универсальным эталоном настройки.)
  • Роль флейты и гобоя. В оркестре обычно эталонный Ля воспроизводит исполнитель на гобое или флейте. Обой (и другие духовые), играющий этот звук, имеет ясный и устойчивый тембр – его нота Ля отчетливо слышна остальными музыкантами и менее подвержена флуктуациям (например, из-за температуры), чем духовые с переменной длиной трубкиflutecentric.com. Гобой располагается в центре оркестра, что обеспечивает хорошую слышимость. Поэтому по традиции концертмейстер (или обой) дает звук Ля, по которому все настраивают свои инструменты.
  • Удобство построения равномерно темперированного строя. Фактически в современном равномерно темперированном строе нота Ля задаёт частоту, после которой высоты всех остальных нот определяются математически. Выбор A₄=440 Гц отчасти обусловлен и тем, что это круглая величина, легко делится на множители. Так, инженер сэр Джеймс Суинберн указал, что A=440 выглядит предпочтительнее A=439, поскольку 439 – простое число, а 440 легко разбивается на простые множители и проще генерируется электронноdaily.redbullmusicacademy.com.
  • Историческая инерция. Наконец, одна из причин – историческая привычка. Ещё с XVIII–XIX вв. камертоны часто делались именно для ноты Ля (первый в 1711 г. – A≈423,5 Гцpiano-tuners.org), и к моменту стандартизации в XX в. сложилась привычка ориентироваться именно на Ля. В равномерно темперированном строе одна нота может быть выбрана произвольно, но привычка, подкреплённая традицией и закономерностью открытых струн, укоренила именно Ля как референт.

Современные стандарты и международные различия​

  • ISO 16 (A=440 Гц). С середины XX века в большинстве стран официальным считается частота Ля первой октавы 440 Гц. Международный стандарт ISO 16 (1955, подтверждён 1975 г.) «диапазон 16» предписывает именно A₄=440 Гцen.wikipedia.orgmentalfloss.com. Это означает, что в настройке и метрономах Ля задаётся ровно 440 герц. Например, во многих странах (особенно США и Великобритании) это де-факто стандарт для симфонических и камерных оркестровen.wikipedia.orgen.wikipedia.org.
  • Лёгкий разброс при практике. В реальной работе оркестров точная частота может колебаться на несколько герц. Так, известный Венский филармонический оркестр с XX века настроен на A=443 Гцmentalfloss.com (что придаёт звучанию несколько более «блестящий», яркий окрас). Многие континентальные европейские коллективы предпочитают строй чуть выше 440 (например, 442–443 Гц)en.wikipedia.orgmentalfloss.com, считая, что это усиливает резонансность и красочность тембра. В Великобритании и США же традиционно остаются ближе к 440 Гцen.wikipedia.org.
  • Исторические национальные стандарты. До объединения по ISO в разных странах действовали свои нормы: Франция и ряд европейских государств в XIX в. устояли на 435 Гц (диапазон нормаль)mentalfloss.com; Британское филармоническое общество перешло на ≈439 Гц (считая, что французский стандарт «натуральный» при 15°C требует поправки)mentalfloss.com; США уже с начала XX в. работали на 440 Гцmentalfloss.com. По Версальскому мирному договору 1919 г. к A=435 Гц неофициально присоединились и другие страны Европыmentalfloss.com. Но после 1939–1955 гг. окончательно утвердился A=440 Гц как глобальный эталон.
  • «Барочные» и альтернативные строй. Современные ансамбли старинной музыки часто используют более низкую настройку (например, барочный строй около A≈415 Гц, близкий к звучанию XVIII в.)en.wikipedia.org. Также в ХХ в. композитор Верди и некоторые его соратники предлагали строй с A=432 Гц («Verdi pitch»), а в альтернативных кругах время от времени пропагандируется «натуральное» соотношение нот с C4=256 Гц. Однако эти варианты не получили широкого распространения в традиционной симфонической практике. Глобальный стандарт ISO 16 («440 Гц») остаётся основным, хотя отдельные коллективы сознательно повышают строй для яркости (A=442–443 Гц)en.wikipedia.orgmentalfloss.com.

Таким образом, сочетание инструментальных особенностей (общая открытая струна Ля, практика настройки по обертонам и «камертон Ля»), исторических решений и стандартизации привело к тому, что именно нота Ля стала референсной для настройки оркестра. Ноты До или Соль не получили аналогичного статуса из‑за отсутствия такой широкой «универсальности» в оркестровом строе. В наше время официально принимается A₄≈440 Гц (ISO 16), но в зависимости от региональных традиций и акустических предпочтений многие оркестры могут настраиваться чуть выше (например, 442–443 Гц)en.wikipedia.orgmentalfloss.com.
 
  • спасибо
Реакции: Muzart

Сейчас просматривают