Оркестровый
концертный строй (референтная высота звука) исторически сложился вокруг ноты Ля первой октавы (обычно A₄ ≈ 440 Гц), а не До или Соль. Это объясняется несколькими причинами – как традиционно-инструментальными, так и акустико-техническими. Ниже рассмотрим ключевые исторические этапы и научные обоснования выбора Ля как эталона настройки, а также современные стандарты (A=440 Гц, 442 Гц и др.) и международные особенности:
Исторические этапы стандартизации строя
- XVII–XVIII вв. – отсутствие единых стандартов. В разное время и в разных регионах «эталонная» высота резко варьировала (например, в Англии XVII в. камертоны давали Ля ~380 Гц, у органов Баха – ~480 Гцcapionlarsen.com). Поначалу застрой определялся по крупным инструментам (обычно органу) и часто менялся со временем из-за износа и перетюровки.
- 1711 год – первый камерто́н Ля. Английский трубач и музыкант Джон Шор сконструировал в 1711 г. металлический камертон, настроенный на ноту Ля частотой ≈423,5 Гцpiano-tuners.org. Это стало первым унифицированным звуковым стандартом в Европе.
- XIX век – консолидация по Ля. Со второй половины XVIII – начала XIX в. многие страны постепенно приходили к более высокой высоте строя (так называемая «инфляция строя»). В 1859 г. по инициативе французских композиторов и правительства был официально утверждён «диапозон нормаль» – нота Ля над средней До с частотой 435 Гцcapionlarsen.com. Этот стандарт постепенно поддержали и другие европейские государства. Одновременно некоторые музыканты и инженеры предлагали альтернативы: например, «научный строй», при котором малую октаву До фиксировали на 256 Гц (что соответствовало бы Ля ≈430,5 Гц). Он удобен математически (частоты нот До – степени двойки), но не получил официального признанияcapionlarsen.com.
- XX век – международная стандартизация. В начале XX в. высота строя продолжила повышаться. В США Американская федерация музыкантов (AFM) приняла A=440 Гц уже к 1917 г.flutecentric.com. В 1939 г. в Лондоне делегаты из США и Европы согласовали выбор стандарта: голландское исследование показало, что средняя частота в разных оркестрах Европы была около 440 Гц, а радиотехники (BBC) предпочли 440 Гц вместо 439 (439 – простое число, труднее синтезируется)mentalfloss.com. После войны Международная организация по стандартизации (ISO) официально закрепила в своих рекомендациях ISO 16 частоту A₄=440 Гц (решение в 1955 г., подтверждённое в 1975 г.)mentalfloss.commentalfloss.com.
Акустические и практические причины выбора Ля
- Открытая струна Ля у всех струнных инструментов. У всех основных струнных оркестровых инструментов (скрипки, альта, виолончели, контрабаса) имеется открытая струна, настроенная на Ля первой октавыflutecentric.com. Это означает, что при отстройке ансамбля одинаковую ноту Ля все струнники могут взять с открытых струн, а затем строить остальные настройки по чистым интервалам (квинтам, квартирам и обертонам) относительно неё. Так, обертоны Ля (Lя октава, квинта, большая терция и т.д.) резонансно совпадают с настройками других струн, упрощая их согласованиеflutecentric.com. (Для сравнения: нота До есть открытой лишь у виолончели и альта, а Соль – у скрипки, альта и виолончели, но не у всех; следовательно, эти ноты не могли служить универсальным эталоном настройки.)
- Роль флейты и гобоя. В оркестре обычно эталонный Ля воспроизводит исполнитель на гобое или флейте. Обой (и другие духовые), играющий этот звук, имеет ясный и устойчивый тембр – его нота Ля отчетливо слышна остальными музыкантами и менее подвержена флуктуациям (например, из-за температуры), чем духовые с переменной длиной трубкиflutecentric.com. Гобой располагается в центре оркестра, что обеспечивает хорошую слышимость. Поэтому по традиции концертмейстер (или обой) дает звук Ля, по которому все настраивают свои инструменты.
- Удобство построения равномерно темперированного строя. Фактически в современном равномерно темперированном строе нота Ля задаёт частоту, после которой высоты всех остальных нот определяются математически. Выбор A₄=440 Гц отчасти обусловлен и тем, что это круглая величина, легко делится на множители. Так, инженер сэр Джеймс Суинберн указал, что A=440 выглядит предпочтительнее A=439, поскольку 439 – простое число, а 440 легко разбивается на простые множители и проще генерируется электронноdaily.redbullmusicacademy.com.
- Историческая инерция. Наконец, одна из причин – историческая привычка. Ещё с XVIII–XIX вв. камертоны часто делались именно для ноты Ля (первый в 1711 г. – A≈423,5 Гцpiano-tuners.org), и к моменту стандартизации в XX в. сложилась привычка ориентироваться именно на Ля. В равномерно темперированном строе одна нота может быть выбрана произвольно, но привычка, подкреплённая традицией и закономерностью открытых струн, укоренила именно Ля как референт.
Современные стандарты и международные различия
- ISO 16 (A=440 Гц). С середины XX века в большинстве стран официальным считается частота Ля первой октавы 440 Гц. Международный стандарт ISO 16 (1955, подтверждён 1975 г.) «диапазон 16» предписывает именно A₄=440 Гцen.wikipedia.orgmentalfloss.com. Это означает, что в настройке и метрономах Ля задаётся ровно 440 герц. Например, во многих странах (особенно США и Великобритании) это де-факто стандарт для симфонических и камерных оркестровen.wikipedia.orgen.wikipedia.org.
- Лёгкий разброс при практике. В реальной работе оркестров точная частота может колебаться на несколько герц. Так, известный Венский филармонический оркестр с XX века настроен на A=443 Гцmentalfloss.com (что придаёт звучанию несколько более «блестящий», яркий окрас). Многие континентальные европейские коллективы предпочитают строй чуть выше 440 (например, 442–443 Гц)en.wikipedia.orgmentalfloss.com, считая, что это усиливает резонансность и красочность тембра. В Великобритании и США же традиционно остаются ближе к 440 Гцen.wikipedia.org.
- Исторические национальные стандарты. До объединения по ISO в разных странах действовали свои нормы: Франция и ряд европейских государств в XIX в. устояли на 435 Гц (диапазон нормаль)mentalfloss.com; Британское филармоническое общество перешло на ≈439 Гц (считая, что французский стандарт «натуральный» при 15°C требует поправки)mentalfloss.com; США уже с начала XX в. работали на 440 Гцmentalfloss.com. По Версальскому мирному договору 1919 г. к A=435 Гц неофициально присоединились и другие страны Европыmentalfloss.com. Но после 1939–1955 гг. окончательно утвердился A=440 Гц как глобальный эталон.
- «Барочные» и альтернативные строй. Современные ансамбли старинной музыки часто используют более низкую настройку (например, барочный строй около A≈415 Гц, близкий к звучанию XVIII в.)en.wikipedia.org. Также в ХХ в. композитор Верди и некоторые его соратники предлагали строй с A=432 Гц («Verdi pitch»), а в альтернативных кругах время от времени пропагандируется «натуральное» соотношение нот с C4=256 Гц. Однако эти варианты не получили широкого распространения в традиционной симфонической практике. Глобальный стандарт ISO 16 («440 Гц») остаётся основным, хотя отдельные коллективы сознательно повышают строй для яркости (A=442–443 Гц)en.wikipedia.orgmentalfloss.com.
Таким образом, сочетание инструментальных особенностей (общая открытая струна Ля, практика настройки по обертонам и «камертон Ля»), исторических решений и стандартизации привело к тому, что именно нота Ля стала референсной для настройки оркестра. Ноты До или Соль не получили аналогичного статуса из‑за отсутствия такой широкой «универсальности» в оркестровом строе. В наше время официально принимается A₄≈440 Гц (ISO 16), но в зависимости от региональных традиций и акустических предпочтений многие оркестры могут настраиваться чуть выше (например, 442–443 Гц)
en.wikipedia.orgmentalfloss.com.